Что случилось. Казахстан впервые принял участие в международном исследовании PIAAC. Результаты показали, что в среднем навыки взрослого населения в Казахстане находятся на уровне граждан таких стран, как Испания и Италия, но значительно ниже среднего уровня стран ОЭСР, сообщил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов в Facebook.

PIAAC показал общемировой тренд, что пик развития навыков человека приходится на возраст 25-34 года, а дальше происходит спад. Но в Казахстане навыки молодого населения соответствуют или порой даже ниже навыков старшего поколения (55-65 лет). При этом среди опрошенных граждан в возрасте 25-34 лет почти 50% имеют высшее образование, тогда как среди людей 55-65 лет высшее образование получили всего 27%.

Половина населения Казахстана как по читательской (49%), так и по математической (52%) грамотности достигают только второго уровня и лишь четверть населения (25%) – более высоких уровней. Это означает, что население республики может работать только с относительно несложными текстами и математической информацией и выполнять задачи, которые не требуют синтеза, анализа или интерпретации информации.

Исследование показало, что казахстанцы слабо используют как читательские, так и математические навыки в повседневной жизни и в работе.

По результатам исследования, только 17% населения страны принимают участие в образовательных мероприятиях. Это один из самых низких показателей. Для сравнения, в странах ОЭСР этот показатель достигает 44%.

Рост математической грамотности увеличивает почасовую заработную плату в Казахстане на 5,9%, а в среднем по странам ОЭСР – на 7,2%. Но больше, чем грамотность, влияние на заработную плату и вероятность трудоустройства в Казахстане оказывает количество лет обучения – чем больше лет казахстанец учится, тем больше он зарабатывает в последующем.

Что предпримет МОН. По словам Асхата Аймагамбетова, в стране необходимо существенно повысить качество профессионального и высшего образования.

"При подготовке отечественных кадров все вузы и колледжи Казахстана должны взять результаты PIAAC на вооружение. При этом они должны не только формально готовить специалистов для рынка труда, но и научить востребованному навыку – учить учиться. В идеале любой гражданин должен уметь распознать свои пробелы в навыках и знать, где их можно восполнить", – отметил глава МОН.

Также министр образования отметил, что необходимо увеличить финансирование высшего образования через увеличение стоимости государственных грантов. Это позволит укрепить материально-техническую базу и повысить заработные платы преподавателям.

Почему это важно знать. По словам Асхата Аймагамбетова, если сейчас не предпринять срочные меры, то через 20-25 лет, навыки населения, вероятно, упадут ещё ниже. Результаты PIAAC наглядно продемонстрировали, что от длительности и уровня образования напрямую зависит благосостояние каждого гражданина.