Учёные из университета Стэнфорда изучили поведение людей, у которых был опыт взаимодействия с дополненной реальностью. Оказалось, что элементы AR (Augmented reality) человеческий мозг воспринимает как часть действительности. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

В рамках исследования провели три эксперимента. В них участвовали 218 человек, которым выдали специальные очки дополненной реальности. В первых двух экспериментах каждый участник взаимодействовал с виртуальным аватаром по имени Крис, который сидел на настоящем стуле перед ними. Для начала участникам предложили решить несколько анаграмм – переставить буквы в слове таким образом, чтобы из них получилось новое слово. Эксперимент воспроизвёл эффект, который называется социальным торможением – ухудшением производительности из-за присутствия других людей рядом. Участники легко решали простые анаграммы, но плохо справлялись с теми, что сложнее, если в их поле зрения попадал аватар Крис.

Во втором эксперименте участников просили сесть на стул: все участники выбирали пустой стул рядом с аватаром Криса, и никто из них не сел на стул "поверх" аватара. Часть участников попросили снять приспособления для дополненной реальности и затем сесть на стул: 72% из них выбирали пустой стул, а не тот, на котором они видели Криса.

"Тот факт, что ни один из испытуемых с наушниками не занял место, где сидел аватар, оказался сюрпризом", – сказал один из авторов исследования Джереми Бэйленсон. "Эти результаты показывают, как контент дополненной реальности интегрируется с вашим физическим пространством, влияя на то, как вы взаимодействуете с ним. Присутствие контента дополненной реальности сохраняется даже после того, как вы сняли очки".

Третий эксперимент изучил, как дополненная реальность влияет на социальную связь в разговоре между двумя людьми, если один из них носит гарнитуру. Исследователи обнаружили, что те, кто носил очки дополненной реальности, чувствовали себя менее социально связанными с собеседником.

Бэйленсон отметил, что сегодня можно проецировать реалистичную 3D-версию реального человека в реальном времени на физическое окружение пользователя, носящего очки. Это позволяет группам людей по всему миру смотреть в глаза и общаться невербально, чего не хватает для видеоконференций.

"Это исследование поможет привлечь внимание к возможным социальным последствиям использования дополненной реальности в широких масштабах. Это позволит улучшить технологию таким образом, чтобы избежать этих проблем, прежде чем они станут повсеместными", – заявил Бэйленсон. Однако для того, чтобы делать какие-то выводы, данных мало: нужно посмотреть, проявляются ли те же эффекты при масштабировании выборки участников. Он и его команда собираются работать и над дальнейшими исследованиями.