В рамках нового закона "О доступе к информации" планируется существенно изменить подходы к получению данных, которыми располагают государственные органы. При этом доступ планируется предоставлять к той информации, которая прежде проходила "под грифом секретно".

Как стало известно на презентации законопроекта в Парламенте в сентябре 2015 года, прежде в открытом доступе было всего примерно 40% информации государственных органов. Ещё столько же информации считалось служебной. Оставшиеся 20% - государственные секреты и гостайны. Эти соотношения планируется изменить таким образом, чтобы в открытом доступе оказалось порядка 70% информации.

Закон чётко регламентирует предоставления информации госорганами. В статье 11 говорится, что ответ на письменный запрос предоставляется в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления к обладателю информации. В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.

"Письменный запрос, поступивший к обладателю информации, в компетенцию которого не входит предоставление запрашиваемой информации, в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления запроса, направляется соответствующему обладателю информации с одновременным уведомлением об этом пользователя информации, направившего запрос", - говорится в тексте законопроекта "О доступе к информации", опубликованном на сайте Zakon.kz

В документе отмечается, что отказ в предоставлении информации обязательно должен быть мотивирован. Ответ об отказе в предоставлении информации по письменному запросу доводится до сведения пользователя информации в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса.

В числе информации, которая не подлежит ограничению для граждан, сведения о совершении актов терроризма, о состоянии пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологической обстановке, о безопасности пищевых продуктов. Также о расходовании средств из республиканского и местного бюджетов.

Кроме того, если прежде отчётные встречи с населением были привычной процедурой в основном для акимов, то теперь станут обязательными и для глав всех ведомств. Законотворцы посчитали, что министры должны держать ответ перед гражданами за свою работу и внесли соответствующий пункт в новый законопроект "О доступе к информации".

"Теперь министры также будет встречаться с населением, разъяснять ту политику, которую они проводят, разъяснять те или иные решения, которые принимаются и рассказывать о своих планах. Закон чётко прописывает эту обязанность. Эти отчетные встречи будут проводиться Общественными советами, которые будут создаваться в соответствии с другим законопроектом, который рассматривается также Мажилисом Парламента РК", - заявил один из разработчиков документа депутат Мажилиса Парламента Маулен Ашимбаев на презентации законопроекта.

Важность принятия этого закона "О доступе к информации" подтвердили и в международных организациях. В частности отмечено, что  документ может существенно "ударить" по коррупции. Такое мнение основано на опыте других стран, где был принят аналогичный закон. Однако, как отметили представители ОБСЕ, документ, который разрабатывается в Казахстане, оставляет чиновникам лазейки для того чтобы быть в "тени".

"В частности остаётся вопрос служебной информации, потому что очень много категорий информации являются скрытыми. Не вся частная информация, к примеру, о государственных чиновниках высокого уровня, может считаться частной, потому что она представляет общественный интерес", - сказала корреспонденту informburo.kz глава офиса программ ОБСЕ в Астане - Наталья Зарудна в кулуарах конференции "Международный опыт противодействия коррупционным преступлениям в органах государственных доходов".

Разработчики же отмечают, что реализация закона будет содействовать повышению уровня прозрачности и открытости деятельности государственных органов, способствуя реализации пятой институциональной реформы по построению транспарентного и подотчетного государства.