Госзакупки в структурах Комитета геологии и недропользования выигрывают одни и те же поставщики
Тюремный срок за коррупцию главы Комитета геологии и недропользования не стал уроком для коллег, считают в АДГСПК.О высоких коррупционных рисках и "скрытых" госуслугах в работе Комитета геологии и недропользования МИР РК сообщила руководитель управления внешнего анализа рисков департамента антикоррупционной политики АДГСПК Айгерим Парменова на совещании по итогам внешнего анализа.
Основной проблемой ведомства, по её словам, является низкая мотивация кадров и, как следствие, высокая сменяемость. Причинами являются низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий с учётом достаточно большого объёма работы. Низкая заинтересованность сотрудников в добросовестном исполнении своих обязанностей вкупе с обширными возможностями для применения незаконных схем, а также полного отсутствия профилактической работы приводит к резонансным фактам коррупции.
"Ранее озвученный факт системной коррупции, затронувший высший руководящий состав комитета, не стал уроком. Бывший председатель комитета и его заместитель незаконно оформляли перспективные месторождения на аффилированные предприятия. Возникающий конфликт интересов изначально игнорировался", – отметила Айгерим Парменова.
В межрегиональных департаментах Комитета антикоррупционщики обнаружили высокую долю проведения госзакупок способом из одного источника. К примеру, из 125 прошлогодних госзакупок "Востказнедра" 70% проведены способом из одного источника. В этом году – 85% от общего количества госзакупок.
Кроме того, в государственных закупках по составлению проектно-сметной документации и проведению геологоразведочных работ в межрегиональных департаментах систематически участвует узкий круг одних и тех же поставщиков. Например, по закупкам, проведённым "Южказнедра", ТОО "АлматыГидроГеология" в 2017 году становилось победителем пять раз, в 2018 году – столько же, а ТОО "АГП ПСЭ" в 2018 году – 11 раз.
В Комитете также поддерживается политика безнаказанности за нарушения при оказании госуслуг.
"Прежде всего, это низкий уровень автоматизации государственных услуг. Из 16 государственных услуг 11 или 70% оказываются в бумажной форме, две частично автоматизированы и только три оказываются в электронной форме, что приводит к наличию прямого контакта и, соответственно, возможности преступного сговора", – сказала она.
Выдача разрешений в сфере недропользования является довольно сложной и длительной по времени процедурой, которая зависит от решений многих госорганов. При этом, по её словам, подготовка заявления для получения разрешительных документов подразумевает финансовые расходы, и чтобы не потратить эти деньги впустую, заявители нередко вынуждены прибегать к коррупционным схемам для получения положительного решения.
"Фактически, это "скрытые" государственные услуги и комитетом не проявляется какая-либо инициатива по включению их в реестр, хотя эта мера способствовала бы повышению прозрачности и доступности при получения разрешительных документов", – резюмировала Айгерим Парменова.