Freedom Bank: Искусственный интеллект сэкономит триллионы долларов
На форуме DIGITAL BRIDGE 2023 обсудили, как AI применяется в финансовом и банковском секторах.В Астане 12-13 октября в Международном выставочном центр EXPO прошёл форум DIGITAL BRIDGE 2023. На панельной сессии, организованной Freedom Bank, эксперты финансово-банковского сектора обсудили, как искусственный интеллект помогает продвигать их работу. А также рассказали аудитории о примерах использования Big Data, AI, ML в области банковской деятельности.
Модератором встречи выступил советник председателя совета директоров АО "Банк Фридом Финанс Казахстан" Айдос Жумагулов. По его словам, эксперты-аналитики прогнозируют к 2030-му году, что AI в глобальном финансовом рынке и, в частности, в банкинге, поможет сэкономить для финансово-банковского рынка триллионы долларов.
"Также прогнозируется, что к 2027-му году искусственный интеллект уже заменит 25% банковских операций. Мы хотим поговорить о том, что происходит в Казахстане, и как AI уже влияет на наши процессы, сервисы и продукты. Об этом, к слову, вчера говорил и президент страны", – поприветствовал спикеров и участников Айдос Жумагулов, передав первое слово вице-президенту, региональному менеджеру Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане Кристине Дорош.
Искусственный интеллект и кибербезопасность
Кристина Дорош, вице-президент, региональный менеджер Visa в Центральной Азии и Азербайджане, рассказала, как AI помогает компании мониторить большое количество транзакций, обеспечивая их безопасность. В этом году Visa отметила 30 лет новаторства в области искусственного интеллекта.
"Технологическая платформа Visa использует более 250 моделей искусственного интеллекта, 60 из которых работают в режиме реального времени, обеспечивая безопасность и удобство для потребителей и бизнеса. Ярким примером применения технологической платформы компании являются решения, позволяющие улучшать процессы платежей в финансовых институтах, оптимизируя при этом их ресурсы. Среди них такие технологии, как Visa Advanced Authorization, Visa Cybersource Decision Manager, Account Attack Intelligence», – отметила Кристина Дорош.
По словам спикера, за последние пять лет Visa инвестировала в сетевую безопасность более 10 миллиардов долларов США. Результаты таких вложений уже заметны: только в 2022 году благодаря решению компании Visa Advanced Authorization удалось предотвратить мошенничество на общую сумму около 27 миллиардов долларов США.
Председатель правления АО "Евразийский банк" Ляззат Сатиева отметила, что появление AI – это поворотное событие в истории человечества, сравнимое с добычей огня или изобретением колеса.
"Именно наша отрасль подвержена тому, что одной из первых имплементирует все новинки в технологиях и пытается предоставлять максимально лучшие банковские сервисы и услуги. Искусственный интеллект на сегодняшний день, это и чат-боты, и ML, и борьба с мошенничеством. Сейчас сильно развивается направление по роботам-ассистентам, которые предлагают те или иные продукты и услуги. Также AI помогает при рекомендациях по финансовым услугам, антиалгоритмическим рейтингам, трейдингам, чтобы принимать решения по Forex, продажам валют и так далее",– рассказала Ляззат Сатиева.
Синтез Big Data и AI
Заместитель председателя правления АО "Народный Банк Казахстана" Жумабек Мамутов сообщил, что банк, благодаря использованию современных технологий и, в том числе, AI стал экосистемой.
"Председатель правления АО "Государственное кредитное бюро" Линара Ануарбекова в своём выступлении отметила, что, как правило, банки анализируют заёмщика перед выдачей кредита, но не имеют информации о том, как ведёт себя клиент после того, как они передали его коллекторам. Более 70% заемщиков, переданных в коллекторские агентства за последние 4 года, либо уже погасили свою задолженность полностью, либо погашают её.
"Оперируя большим объёмом данных, мы применяем методы BigData для всестороннего анализа заемщиков с учетом их кредитной и страховой истории, проверяем гипотезы и связи между данными, например, как влияет наличие страховых случаев и выплат на появление или погашение кредитов, или как себя поведет заемщик после продажи его займа коллектору. Качество и глубина наших данных позволяют предлагать рынку значимые аналитические сервисы", – сказала Линара Ануарбекова.
Глава Digital Hub ЕБРР Яцек Кубас сообщил, что банк поддерживает в Казахстане проекты по цифровой трансформации и развитию 5G, а также инвестирует в бизнес-проекты, чтобы помочь им стать более цифровыми и имплементировать новые технологии.
Резюмируя встречу, Айдос Жумагулов подчеркнул, что по прогнозам экспертов, у Казахстана есть все возможности и потенциал в ближайшие три года войти в топ-30, а то и в топ-10 в рейтинге стран, активно использующих искусственный интеллект в финансовой отрасли. Потому что уже сейчас AI трансформировал банковский и финансовый секторы страны и продолжает серьёзно влиять на бизнес-процессы. Все кейсы, которые обсуждались на этой сессии форума, ярко об этом свидетельствуют.