Целью внесения законопроекта является определение всех видов сельскохозяйственных кооперативов в качестве коммерческих юридических лиц в организационно-правовой форме производственного кооператива, поскольку сегодня большинство видов сельскохозяйственных кооперативов, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, являются некоммерческими организациями, а значит не вправе распределять прибыль между своими членами, что значительно ограничивает привлекательность данного вида объединений.

"Таким образом, сельскохозяйственный кооператив будет представлять собой юридическое лицо, созданное путем добровольного объединения физических и юридических лиц, для осуществления совместной деятельности в целях удовлетворения различных интересов его членов", - отмечается в заключении к законопроекту.

Также законопроектом закрепляются основные принципы кооперации, такие как добровольность участия в кооперативе, взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды, демократичность управления, основанная на равноправии членов кооператива: один член - один голос и другое.

"Кооперация приведёт к оптимизации затрат сельхозпроизводителей, к доступности субсидий, к формированию крупной партии товаров для реализации, снижению себестоимости продукции, повышению доходов, увеличению прибыли сельхозпроизводителей", - сообщил докладчик по вопросу министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.

По его словам, будет отдаваться приоритет по оказанию мер господдержки, прежде всего, объединениям фермеров, которые будут состоять в кооперативах.

"Для нас очень важно создать системные меры, чтобы фермерам было выгодно объединяться. Эти процессы должны происходить снизу, потому что во многом объединяться выгодно", - пояснил он.

Министр отметил, что мелкотоварность производства является одной из проблем агропромышленного комплекса.

"В 2014 году на долю личных подсобных хозяйств приходилось 45,7% валовой сельхозпродукции, на долю крестьянских и фермерских хозяйств - 31,1%, сельхозпредприятий - 23,2%. На сегодня сельхозпроизводители неактивно объединяются в кооперативы. На 1 июня 2015 года зарегистрировано 1481 сельских потребительских кооперативов", - добавил Мамытбеков.

Ввиду возможности вступления в кооператив юридических лиц, законопроектом закрепляется положение о необязательности личного трудового участия для членов кооператива.

"Кроме того, законопроектом предлагается введение обязательности проведения ежегодного внутреннего аудита для сельскохозяйственного кооператива, для чего каждый кооператив обязан будет вступить в ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов. При этом, на первоначальном этапе затраты на проведение внутреннего аудита до 50% будут субсидироваться за счёт бюджета", - говорится в заключении к проекту закона.

Для субсидирования этих затрат по словам министра сельского хозяйства потребуется около 2,5 млн тенге. Об этом он уже рассказал в ходе рассмотрения сопутствующего законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственной кооперации", который был одобрен депутатами в первом чтении.

"Для создания в 2020 году около пяти тысяч сельхозкоопераций для проведения внутреннего аудита их деятельности требуется затрат около 2,5 млрд тенге. Из 370 млн будет выделено в 2016 году", - сообщил он.

Основная цель внесения сопутствующего законопроекта — приведение положений действующего законодательства Республики Казахстан с нормами основного законопроекта "О сельскохозяйственной кооперации", в соответствие с которым предусматривается определение всех видов сельскохозяйственных кооперативов в качестве коммерческих юридических лиц в организационно-правовой форме производственного кооператива. Законопроектом поправки вносятся в 7 законодательных актов: Гражданский и Налоговый кодексы, Законы "О производственном кооперативе", "О некоммерческих организациях", "О потребительском кооперативе", "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" и "О развитии хлопковой отрасли".