"Этот период нужно пережить". Минфин ответил перевозчикам, которые не могут забронировать очередь на границе с Китаем
Возврат к живой очереди – не решение проблемы, заявили в ведомстве.В Комитете государственных доходов Министерства финансов РК прокомментировали обращение перевозчиков, которые не могут занять электронную очередь для пересечения границы с Китаем.
Люди жалуются, что сделать это практически невозможно, так как в сервисе электронного бронирования CarGoRuqsat на самых популярных пунктах пропуска "Достык-Авто" и "Нур Жолы" очередь занята на две-три недели вперёд. Компании-перевозчики обратились в госорганы с просьбой приостановить заблаговременную выдачу электронной брони на даты далее трёх дней. Сегодня бронь доступна на месяц вперёд.
По данным авторов обращения, по незнанию или "на всякий случай" большую часть свободных слотов бронируют российские перевозчики, однако позже от своей очереди отказываются, в результате пункт "простаивает", а добросовестные перевозчики вынуждены ждать неделями.
Кроме того, в своём обращении авторы утверждают, что в Telegram-чатах техподдержки сервиса CarGoRuqsat высвободившиеся очереди перепродаются за 100 и более долларов. При этом якобы используются программы-роботы (боты), которые за доли секунды успевают занять освободившуюся очередь.
В Комитете госдоходов, комментируя обращение, подчеркнули, что внедрение системы электронной очереди на государственной границе позволило решить множество проблем, связанных с прозрачностью процедур и планированием грузоперевозок. Нововведение значительно сократило время ожидания и дало возможность перевозчикам эффективно планировать свои маршруты, что положительно сказалось на грузообороте и транзитных возможностях страны.
"Однако, несмотря на достигнутые успехи, появляются случаи, когда отдельные лица пытаются подорвать работу системы. Они используют различные методы, чтобы обойти установленные правила и сломать выстроенные процессы, видя в этом возможность для нелегального заработка. Как следствие, искусственно созданный ажиотаж на границе приводит к завышению стоимости перевозок и формированию теневого оборота. Эти процессы негативно сказываются на стоимости транспортных услуг и препятствует честной конкуренции среди перевозчиков", – согласились в КГД.
В связи с этим ведомство продолжает совершенствовать систему, усиливая меры безопасности и вводя более строгие меры за нарушения. В КГД призвали всех участников процесса соблюдать правила и способствовать дальнейшему улучшению и развитию инфраструктуры на границе.
В Комитете отмечают, что схему с массовым бронированием и последующей перепродажей брони с использованием программ-роботов выявил сам регистратор электронной очереди и разработчик сервиса в лице АО "Информационно-учётный центр" Минфина РК. Официальное сообщение о нарушениях и фактах перепродажи разослали в СМИ. Для системного решения проблемы и закрытия лазейки были предприняты шаги – теперь бронь, которая высвобождается, не появляется в реестре "свободных". То есть автомобиль может не прибыть в пункт пропуска, однако его очередь сгорает, что делает невозможным "вторичный рынок" бронирований. Ранее она высвобождалась в рандомном (случайном) порядке.
"Мы допускали, что это приведёт к временному "простою" пунктов пропуска, даже несмотря на то, что желающих занять очередь будет много. Этот период необходимо пережить. Эффекта от нововведения не стоит ждать прямо сейчас. Сегодня ещё сгорают очереди, занятые больше месяца назад не совсем добросовестными пользователями. Два десятка таких пользователей были заблокированы сервисом. Необходимо время, чтобы участники рынка поняли, что перепродавать очередь в принципе нет и не будет возможности, даже используя ботов", – пояснили в Комитете госдоходов Минфина.
Сегодня здесь изучают вопрос внедрения штрафных санкций – удержания денег за непроезд. К примеру, если перевозчик три раза в течение месяца забронировал, но не приехал на пункт пропуска, то в доход республиканского бюджета в качестве добровольной компенсации с его кошелька списывается сумма в размере 100 МРП за простой соответствующего пункта пропуска.
"В дороге случается всякое: водитель может заболеть, тягач – сломаться, погода – испортиться. Поэтому необходимо оставить возможность отзыва брони без штрафа. Тем не менее штрафные санкции дисциплинируют участников рынка. Пока что это лишь предложение, которое мы рассматриваем и обсуждаем с участниками. Стараемся найти оптимальные решения. Опрос показывает, что многие перевозчики хотели бы вернуть старую схему с рандомным высвобождением броней-отказников. Но возврат к этой схеме будет на руку перекупщикам, у которых в рукаве припасены современные боты, обходящие разного рода защиту. Поэтому мы ищем решение, которое позволило бы исключить перепродажу", – отметили в АО "Информационно-учётный центр".
Возврат к живой очереди даже на самом проблемном направлении – в КНР – не решение проблемы, считают эксперты КГД. Здесь отмечают, что старые коррупционные схемы с пресловутым человеческим фактором неприемлемы и не будут воссоздаваться снова.
Кроме того, несмотря на внедрение цифровых решений, физически пункты имеют ограниченную пропускную способность. За счёт увеличения времени работы пунктов и оцифровки пропускная способность на казахстанско-китайской границы увеличилась за последние два года многократно. Если в январе 2023 года "Нур Жолы" в день пересекало около 70 транспортных средств, то сегодня – 600 и более машин. Поэтому если говорить об увеличении пропускной способности на границе с Китаем, то необходимо говорить о физическом увеличении мощности пунктов пропуска и расширении их инфраструктуры.
Электронную очередь впервые внедрили в пилотном режиме на границе с КНР в ноябре 2022 года. С того момента сервис электронного бронирования повсеместно внедряют по всему периметру государственной границы. По проекту полный переход на электронный сервис будет завершен до конца года. По данным на 9 октября, участники внешнеэкономический деятельности с внедрением электронного сервиса CarGoRuqsat оплатили в бюджет более 2 млрд тенге. При этом через сервис совершено 940 тысяч бронирований.