До конца года доля онлайн-услуг в области труда и соцзащиты вырастет до 90%
Министерство труда и социальной защиты населения РК с помощью цифровизации проектов и перевода услуг в электронный формат сэкономило уже 3,03 млрд тенге.До конца года доля онлайн-услуг в области труда и соцзащиты населения вырастет до 90%. Об этом сообщил вице-министр труда и социальной защиты населения РК Нариман Мукушев.
"Конкретные меры, которые были приняты на основании социальной карты, позволили вывести 505 семей из экстренной кризисной ситуации. В этом году мы планируем доработать проект, усовершенствовать методологию и перезапустить модернизированную цифровую социальную карту семьи", – сказал вице-министр.
Он также рассказал о проекте "Социальный ID гражданина Казахстана". На эту карту поступают пособия и выплаты. С её помощью получатель пособий может оплачивать услуги.
"При этом, если владелец относится к льготной категории, деньги не списываются, но высвечивается уведомление об оплате. Социальный ID предусматривает выплату АСП, оплату льготного проезда в общественном транспорте, бесплатного питания в школах детям из многодетных и малообеспеченных семей", – рассказал Нариман Мукушев.
Он сообщил, что проект социальных ID-карт опробовали в Актобе – этот пилотный проект совместно с акиматом Актобе министерство внедрило в июле 2019 года, оператором выступило АО "Казпочта".
"Когда мы увидели, что карта эффективна для актюбинцев, мы приняли решение постепенно масштабировать проект. Таким образом, социальная ID-карта сейчас успешно внедряется в Нур-Султане, Атырауской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской и Мангистауской областях. Было выпущено около 45 тысяч карт, по ним проведено более 31 тысячи транзакций. В этому году мы планируем внедрить социальные карты по всей стране", – отметил он.
Министерство труда и социальной защиты населения РК особое внимание уделяет мерам поддержки людей с особыми потребностями. Для этой категории граждан ведомство запустило портал социальных услуг.
"Сейчас в Казахстане около 700 тысяч людей с особыми потребностями, а это 3,8% населения. Важно создать и обеспечить комфортные условия для их реабилитации. В этих целях с начала года был запущен портал социальных услуг. На первом этапе были оцифрованы получение специальных социальных услуг и обеспечение 24 видами технических средств реабилитации, не требующих индивидуальной адаптации. На портале также станут доступны услуги специалиста жестового языка, индивидуального помощника, санаторно-курортного лечения", – добавил Нариман Мукушев.
Портал позволит гражданам с инвалидностью самостоятельно выбирать средства и услуги реабилитации с учётом индивидуальных потребностей. Также сократятся сроки получения услуг, так как исключается процедура госзакупок. Для плавного перехода к новому механизму в 2020 году товары и услуги реабилитации будут предоставлять на альтернативной основе: через портал и госзакупки до полного перехода.
"В сфере занятости и трудоустройства реализуются два проекта: Электронная биржа труда "Енбек" и Единая система учёта электронных трудовых договоров. Благодаря бирже проекта "Енбек" за два года работу смогли себе найти более миллиона человек. За всё время существование портала на нём зарегистрировались 913 тысяч соискателей, 192 тысячи работодателей. С момента запуска биржи на 17% увеличилось количество трудоустроенных граждан. В этом году на электронную биржу мы планируем вывести вакансии государственной службы, чтобы все свободные рабочие места были собраны в единой системе. Соответствующая работа с Агентством по делам государственной службы уже проведена", – сообщил вице-министр.
Внедрённая в рамках цифровизации трудовой сферы Единая система учёта электронных трудовых договоров позволяет трудоустроиться по одному лишь удостоверению личности. Раньше же для этого нужно было собрать множество документов, в зависимости от того, что требует работодатель. Проект также снижает расходы работодателей на печать и хранение договоров, оплату труда нескольких людей, которые занимаются ведением этого процесса.
"К проекту "Единая система учёта электронных трудовых договоров" подключено 26 тысяч организаций. Сегодня зарегистрировано свыше 1,1 млн электронных договоров. Это позволяет защитить трудовые права работников, упрощает процесс трудоустройства, снижает риски подделки документов. Мы ожидаем, что в этом году будут приняты поправки в Трудовой кодекс и ведение договоров в системе станет обязательным. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы личное дело работника формировалось автоматически. Для нас важно видеть и понимать, какая на сегодня картина в социально-трудовой сфере. Например, сколько пенсионеров, сколько получателей пособий и так далее. Поэтому мы создали собственный ситуационный центр, который позволяет нам в режиме реального времени видеть стратегический индикатор, информацию по госуслугам. По этой системе мы на постоянной основе работаем с регионами. Ситуационный центр дорабатывается в режиме реального времени", – сказал представитель министерства.
Он отметил, что ведомству важно, чтобы казахстанцы могли легко и доступно получать информацию обо всех проектах и услугах. Для этого в прошлом году запустили виртуального консультанта – Ai.Dana, работающего на базе искусственного интеллекта.
"Ai.Dana готова поделиться с вами информацией и проконсультировать на официальном ресурсе Министерства труда enbek.gov.kz, а также в Facebook и мессенджерах. Это веяние цифровизации, мы с этим все сталкиваемся. В 2019 Ai.Dana обслужила более 12 тысяч человек, то есть ответила на вопросы, с которыми ранее люди звонили в call-центр, приходили в отделы занятости. В этом году мы планируем её развивать, дополняя базу знаний с возможностью самообучения. Чтобы она не просто отвечала на вопросы, но и обучалась. То есть полный принцип искусственного интеллекта", – сказал вице-министр.
"До конца 2020 года долю услуг министерства, доступных в электронном формате, планируется увеличить до 90%. Перед нами стоит задача обеспечить условия, чтобы к концу года большую часть наших услуг граждане получали в электронном формате", – сказал вице-министр.
Он добавил, что сейчас многие граждане, даже получив SMS с предложением оказания проактивной услуги, не отвечают на сообщение, а идут в ЦОНы.
"Хочу подчеркнуть, что цифровизация – это обоюдный процесс. Недостаточно сделать услугу доступной электронно или проактивно, нужно чтобы граждане ею воспользовались. Поэтому призываю всех активно пользоваться инновационными методами получения услуг", – сказал Нариман Мукушев.
Министерство труда и социальной защиты населения РК с помощью цифровизации своих проектов и перевода государственных услуг в электронный и проактивный форматы сэкономило 3,03 млрд тенге. При подсчёте этой суммы учитывались такие проекты, как "Электронная биржа труда" и "Единая система учёта трудовых договоров", а также госуслуги, переведённые в электронный формат.