"Дети могут читать только короткие тексты". Почему Казахстан оказался на 74-м месте в рейтинге по индексу знаний
При этом инвестиций в образование достаточно.В рейтинге по индексу знаний Казахстан занял 74-е место среди 133 стран. Это отражает средний уровень развития системы образования. Эксперты говорят, что пока страдают контроль процесса обучения и профессиональная подготовка педагогов. При этом инвестиции в сферу образования ежегодно растут, сообщает "31 канал".
В рейтинге учитываются такие факторы, как образование, информационно-коммуникационные технологии, исследования и разработки, а также экономика страны. Индекс Казахстана составил 45,6. Первое место у Швейцарии с индексом выше 69, на пятом месте США. Среди наших соседей Россия заняла 57-е место с индексом чуть выше, чем у нас, – 47,9. Хуже дела обстоят в Узбекистане и Кыргызстане – 78-е и 84-е места с индексом ниже 45. Замыкают рейтинг африканские страны Нигер и Чад – 25,5 и 23,2 соответственно.
По словам экспертов, в школах учатся почти 100% юных казахстанцев. Тем не менее в рейтингах уровня образования наша страна обычно в середнячках, а то и ниже. По словам депутата Ирины Смирновой, в рейтинге международной оценки навыков школьников PISA мы оказались ближе к концу списка. Особенно подвела читательская грамотность среди детей – всего 1–2% школьников понимают, что они прочли, и могут проанализировать информацию.
"Ребята не понимают того, что прочитано, могут читать только очень короткие тексты. Это большая проблема, и если мы её не решим, у нас не будет подниматься качество образования ни по математике, ни по естественным наукам", – считает Смирнова.
При этом инвестиций в образование достаточно. За восемь месяцев этого года инвестиции в основной капитал составили почти 415 млрд тенге – на 69% больше, чем годом ранее. Эксперты говорят: важно, чтобы каждый тиын расходовался в нужное русло. А в сфере школьного обучения важно качество образования. Так, грамотность педагогических кадров следует мониторить не по тестированию, а вживую, на уроках.
"Есть педагоги, которые собирают из параллельных классов учеников, готовятся несколько дней, иной раз месяцев, чтобы показать открытый урок. Поэтому, если мы говорим о какой-то академической честности, нужно каждому педагогу, каждому министру, любому работнику в сфере образования говорить, какие есть проблемы", – считает член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Гульнар Умарова.
Цель не в том, чтобы дети просто посещали школу, а в том, чтобы они получали полноценные знания и были подготовленными к современным вызовам, говорят специалисты.