Депутат заявил, что закон о госзакупках должен излучать доверие к госорганам и бизнесу
По мнению Косарева, сейчас закон о госзакупках на 30% состоит из мотивов, как поймать жулика, и ещё на 30% – как обжаловать неверные действия госорганов.Законопроект по вопросам государственных закупок не вызвал оптимизма у депутата Владислава Косарева. Об этом он заявил на презентации проекта закона в Мажилисе.
Не далее как в 2016 году в Парламенте презентовали действующий закон, однако через два года снова оказалось, что всё плохо, отметил депутат. И снова потребовались изменения в законодательстве.
"Такие же "восторги" высказывали ваши коллеги (в 2016 году. – Авт.), когда презентовали прежний закон. Два года прошло – и теперь мы говорим: "Всё плохо". Нам надо посмотреть, то ли мы вообще делаем. Я думаю, что мы рассматриваем закон о госзакупках и порождаем недоверие к госорганам, которые этот закон реализуют. Это светится в каждой строчке этого законопроекта", – высказался Владислав Косарев.
По мнению мажилисмена, этот закон можно было назвать "О поставках в государственные органы товаров и услуг" и тем самым повысить роль товаропроизводителей.
"Мы, что, не видим, что ли, что за ремонт огромных объектов – котельных, автодорог берутся мальчики, у которых, кроме шариковой ручки и сотового телефона, ничего нет? Ни бульдозера, ничего – они это всё потом нанимают. Почему экспертиза Министерства финансов этого не видит?" – возмутился депутат.
Владислав Косарев предложил привлечь экспертные группы, которые, по его словам, могли бы проверять компании.
"Я считаю, в этом законе надо очень строго прописать роль экспертной службы. Записали задвижку немецкую, а поставили китайскую, и то после ремонта. Записали кабель польский, а положили китайский или семейский. Разве это недоступно службе экспертиз? Это в законе надо было отразить, чтобы никому не было повадно", – отметил он.
Депутат посоветовал разработчикам закона подумать о том, чтобы сделать закон о межгосударственных отношениях государственных органов и общества чистым и открытым.
"Чтобы мы не сомневались, а то у вас закон состоит на 30% из мотивов, как поймать жулика, а ещё 30% – как обжаловать неправильные действия государственных органов. Зачем нам такой закон? Давайте поработаем таким образом, чтобы каждый, кто хочет поставить государству свою продукцию, светился от радости, что государство ему эту работу доверило", – добавил мажилисмен.
Вице-министр финансов Руслан Бекетаев предложил рассмотреть эти вопросы на заседании рабочей группы.
"Хочу сказать, что наше законодательство о государственных закупках... мы понимали, что он (закон. – Авт.) сложный. Мы приглашали к нам международных экспертов, и они сказали, что в части законодательного урегулирования он у нас один из лучших и прогрессивных", – сказал он.
"Руслан, вы думаете, что международные эксперты нам добра желают? Сомневаюсь... Оценку должен дать народ нашей страны, а не международные эксперты", – подчеркнул Владислав Косарев, на что Руслан Бекетаев пообещал, что министерство будет работать над этим вопросом.
Ранее вице-министр Руслан Бекетаев сообщил, что для субъектов квазигоссектора будут утверждены единые правила государственных закупок, за исключением фонда "Самрук-Казына". Он пояснил, что данное исключение обусловлено предстоящим выведением компаний фонда на IPO.
Также в рамках законопроекта Минфин упростит требования к участникам госзакупок в связи с большой долей закупок из одного источника.
31 января Президент Казахстана поручил Правительству внедрить единую систему госзакупок по принципу централизованной службы.
Нурсултан Назарбаев считает, что внедрение единой системы госзакупок по принципу централизованной службы даст возможность усилить работу по выявлению и искоренению причин и предпосылок коррупции.