В Казахстане чиновников не будут наказывать, если они выделят деньги на срочные нужды без согласования
Казахстанские чиновники смогут выделять деньги на решение срочных задач намного быстрее, сообщила заместитель председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПиР РК) Айгуль Шаимова на пресс-конференции "О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата".
Она отметила, что если у госорганов нет законодательно закреплённых полномочий, они не могут издавать приказы по неурегулированным вопросам. Когда возникает экстренная ситуация, требуется оперативное решение, однако некоторые ведомства не могут этого сделать из-за отсутствия у них компетенции и функции. Из-за этого некоторые меры теряют свою актуальность на момент их принятия.
"Госорганы для оперативного реагирования на актуальные вызовы наделяются правом принятия правовых актов без внесения изменений в законы", – сказала Айгуль Шаимова.
При этом возникает вопрос: если госорган профинансируют сферу, по которой у него отсутствует функционал, может ли возникнуть вопрос об уголовной ответственности?
"Такой ситуации мы избежим, поскольку правовую оценку законности действий госорганов можно дать посредством возложенных на них задач", – отметила она.
По словам заместитель председателя АСПиР, сейчас многие должностные лица стараются не подписывать документы, связанные с бюджетными средствами. Они делают это, чтобы избежать ответственности.
14 апреля президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о дебюрократизации деятельности госаппарата.
Ключевыми принципами дебюрократизации определены:
- приоритет сущности над формой – главенство конкретного и измеримого результата над формой работы по его достижению;
- цифровизация по умолчанию – приоритет всестороннего взаимодействия государственных органов с гражданами, бизнесом и между собой в цифровом формате;
- управленческая ответственность – недопустимость передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в сферу компетенций конкретного руководителя, на вышестоящий уровень и коллегиальным органам;
- непрерывное совершенствование – формирование и поддержание организационной культуры государственного аппарата, стимулирующей сокращение бюрократии, системный реинжиниринг и оптимизацию внутренних процедур и процессов;
- оптимальность регламентации – установление оптимально необходимого уровня регламентации деятельности государственных органов, недопущение введения новых недостаточно обоснованных бюрократических требований, видов отчетности и контроля.