Цифровой Нацбанк появится в Казахстане: что это и для чего он нужен
Основные задачи проекта включают ускорение и удешевление транзакций, а также использование искусственного интеллекта для анализа данных.8 октября на Central Asia Fintech Summit представили концепцию Цифрового Национального банка Казахстана.
По словам руководителя цифровой трансформации и советника председателя Национального банка Бинура Жаленова, у проекта три задачи. Это ускорение и удешевление транзакций, применение искусственного интеллекта и машинного обучения, а также инфраструктура управления данными.
"Цифровой Нацбанк – это тот же Нацбанк, но адаптированный к условиям цифровой экономики. Есть те задачи, которые мы всё время исполняли – это обеспечение стабильной инфляции, финансовой стабильности. С учётом того, что экономика поменялась, теперь нужен новый инструментарий для достижения тех же самых целей. Есть пять направлений, которые мы развиваем. Первое – если простыми словами, национальные платёжные системы. Мы хотим сделать так, чтобы вы могли переводить свои деньги между банками с минимальной комиссией, быстро, дёшево, безопасно и доступно. QR-платежи тоже составляющая цифрового Национального банка. Цифровой тенге, который внедряют, биометрическая идентификация и многое другое – всё это вместе называется национальная цифровая финансовая инфраструктура", – объяснил Жаленов.
Второе направление – активное использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Эти технологии помогут Национальному банку и Агентству по регулированию и развитию финансового рынка анализировать большие объёмы отчётности от более чем 1200 подотчётных организаций (банков, микрофинансовых организаций и ломбардов).
"Искусственный интеллект и машинное обучение помогут сотрудникам регулятора более эффективно эту отчётность анализировать, выявлять аномалии и риски ещё на ранних этапах. Этот инструментарий внедряют на базе так называемой фабрики данных, что тоже является составляющей технологий Национального банка. Большое направление SupTech, которое позволяет регуляторам выявлять различного рода финансовые риски, если с банком или какой-то МФО проблемы, выявлять это ещё заранее, за счёт того, что обрабатывается много-много разных источников", – добавил Жаленов.
Количество данных, обрабатываемых Национальным банком, растёт на 30-40% ежегодно. Аналогичная ситуация наблюдается и у банков второго уровня, которые обрабатывают огромные объёмы транзакций – до 300-400 тысяч в день.
"Для этого нужна сложная большая инфраструктура. Поэтому мы создаём так называемое частное облако Нацбанка. Это сеть центров обработки данных, включая все сервера, коммутаторы, другое вычислительное оборудование и каналы связи, для того, чтобы соответствовать этому запросу", – резюмировал Бинур Жаленов.