"Как так получается, что по маршруту, где перелёт превышает 2 тысячи километров, билет стоит  от 19 до 20 тысяч тенге, но от Астаны до Костаная, где всего 580 километров, 30 тысяч тенге? Это необоснованно! Сейчас антимонопольным ведомством проводится проверка, потому что пассажиры возмущены. Как можно это объяснить?" - спросил на прошедшем в Астане расширенном заседании Главный транспортный прокурор Ибрай Тлеугалиев.

По словам председателя Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК Серика Жумангарина, цена по маршруту Астана – Костанай  установлена монополистом "Эйр Астана".

"Мы сделали предварительный анализ  и сравнили с тарифами эконом-класса, которые были в 2015-2016 годах. Действительно, рост стоимости билетов составил в среднем 40%. При этом цены "Эйр Астана" превышают цены других субъектов рынка в среднем на 50%. Поэтому мы решили начать расследование по статье 174 – злоупотребление доминирующим положением. Планируем срок завершения расследования - ноябрь, но он может быть продлён, потому что компания активно оспаривает наши действия и пока не предоставляет документов", - сообщил Жумангарин.

По данным прокуроров, это не единственные проблемы, имеющиеся в системе авиаперевозок. Как рассказал начальник Управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере Главной транспортной прокуратуры РК Алмас Аманов, недовольство граждан вызывает также и невозврат средств за неиспользованные услуги, задержки рейсов и утеря багажа.

"Изначально предполагалось, что авиакомпании будут соблюдать требования по возврату средств за неиспользованные билеты, поскольку их локальные акты были приведены в соответствие с законом "О защите прав потребителей". Однако это оказалось всего лишь ширмой. К примеру, авиакомпания "Жетысу" до настоящего времени удерживает 50% от стоимости билетов, сданных менее чем за час до отправления. "Бек Эйр" при возврате билетов, помимо предусмотренных 30%, дополнительно удерживает сборы за операцию возврата, сборы сайта и авиакомпании. Жалобы по этому вопросу поступали и в отношении иных авиакомпаний", - сказал Алмас Аманов.

Другие жалобы связаны с утерей и повреждением багажа. Только за этот год авиакомпаниями допущено 800 случаев неприбытия багажа. При этом в 24 из них багаж так и не найден.

По-прежнему актуальны вопросы задержки авиарейсов. За 2015-2016 годы их количество превысило 9000. По словам Аманова, одной из причин длительных задержек является отсутствие чётко установленного порядка резервирования воздушных судов и их использования.

"Требования о наличии резервных бортов в законе имеется. Однако авиакомпании, как правило, стараются весь свой флот максимально задействовать в перевозках. Озвученные проблемы сегодня вызывают недовольство общественности, а завтра, в преддверии ЭКСПО, могут негативно сказаться на имидже нашей страны", - заключил прокурор.

Серик Жумангарин заверил, что Комитет возьмёт эти вопросы на особый контроль.