Апелляция по делу Astana LRT: Суд нельзя было проводить без Ардана и Султанбекова
Судьи апелляционной коллегии разъяснили, какие нарушения были допущены во время следствия и судебного разбирательства по делу Astana LRT.Апелляционная коллегия столичного суда под председательством судьи Абая Кокжалова разъяснила причины возвращения прокурору уголовного дела по факту хищений в Astana LRT.
"Судебная коллегия, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, а также ходатайства о многочисленных нарушениях, допущенных в рамках досудебного производства, а также нарушения, которые были допущены в ходе судебного следствия, полагает, что эти нарушения являются существенными. Судом первой инстанции допущены односторонность, неполнота судебного следствия, не обеспеченна проверка всех доводов жалоб и ходатайств адвокатов на принесённое по ходатайствам в рамках досудебного производства, и суд тоже эти нарушения не устранил", – пояснил судья Абай Кокжалов.
Читайте также: Апелляционный суд отменил приговор по делу Astana LRT
Судья перечислил нарушения, которые допустили в ходе досудебного расследования и главного судебного разбирательства.
"В отношении организаторов преступления Султанбекова и Ардана уголовное дело неправильно выделено в отдельное производство. В отношении указанных лиц допущены формулировки о том, что они являются организаторами данного преступления, при этом на момент поступления уголовного дела в суд, в отношении них процессуального решения о выделении в отдельное производство не было. Кроме того, в материалах дела были сведения о том, что по обвинительному акту в отношении представителей иностранных компаний тоже установлены преступные действия, а именно совершения ими пособничества в совершении хищения денежных средств, однако какое-либо процессуальное решение в отношении них тоже не принято", – сказал судья.
То есть изначально главное судебное разбирательство не должно было начинаться без экс-заместителя акима столицы Каната Султанбекова и бывшего председателя правления "Астана LRT" Талгата Ардана, которые находятся в международном розыске, а уголовное дело в их отношении выделено в отдельное производство
"Кроме того, не устранены противоречия по ходатайству адвокатов о сумме ущерба, причинённого по этому делу. Были проведены первичные аудиторские заключения: первые заключения указывают об отсутствии ущерба, в последующем в рамках досудебного производства были получены другие аудиторские заключения, которые идут вразрез с предыдущим аудиторским заключением. Эти доводы были заявлены адвокатами в ходатайстве суду первой инстанции, просили признать недопустимыми в качестве доказательств заключения аудиторов Ныгметжановой и Хамитовой, однако суд не разрешил и оставил без внимания это ходатайство. Эти нарушения являются основанием для возвращения дела прокурору", – отметил судья.
Фигуранты дела Astana LRT ранее заявляли апелляционной коллегии, что из материалов дела пропали коробки, в которых была переписка между госорганами. Эти документы находились в Антикоррупционной службе. Защита подсудимых отмечала, что в них содержатся данные о невиновности подсудимых.
"Остались невыясненными вопросы по вещественным доказательствам. Эти вещественные доказательства поступили только в суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции тоже не дал этим доказательствам соответствующую оценку", – пояснил судья.
Читайте также:
- Обвиняемых по делу о строительстве LRT приговорили к лишению свободы на сроки от 7 до 10 лет
- Депутат о главных фигурантах дела LRT: Они спокойно могут тратить украденные миллиарды
- Осуждённые по делу LRT объявили голодовку. Талгат Ашим попал в больницу
Абай Кокжалов заявил, что из-за нарушений, допущенные в суде первой инстанции, невозможно заново начать судить фигурантов дела.
"Все эти нарушения являются существенными и являются основанием для возвращения дела прокурору", – заключил судья.
Адвокат Сауле Акатова заявила в суде, что допрос высокопоставленных чиновников необходим для устранения противоречий, и установления истины.
"Уже настолько назрела необходимость в допросе тех должностных лиц, которые приняли решение о строительстве такого масштабного, уникального и непонятного до сего времени проекта "Новая транспортная система Астаны" (LRT, BRT/ ITS), поддерживали этот проект во всех направлениях, что без этого мы просто зайдём в тупик, а вернее уже до него дошли", – сказала Сауле Акатова.
Ранее в суде апелляционной инстанции защита просила допросить таких высокопоставленных чиновников как Бакытжан Сагинтаев, Асет Исекешев, Ерболат Досаев.
Читайте также: Адвокаты по делу Astana LRT просят вызвать на допрос Тасмагамбетова, Джаксыбекова, Исекешева и Сагинтаева
Кроме того, защита просила судей допросить представителей иностранных компаний, которые, по версии следствия, являются соучастниками преступлений – пособниками в хищении бюджетных средств при реализации проекта "Новая транспортная система города Астаны". Речь идёт о следующих лицах:
- Руководители филиала французской консультационной инжиниринговой компании SYSTRA Алан Годри, Винсент Русло и другие должностные лица этой компании. По данным защиты осуждённого, они составляли сметы на проект, которые следствие считает завышенными.
- Представители испанской компании Tengniga Y Proytctos, S.A Саяго Баутиста Карлос Хоск и другие должностные лица этой компании.
- Директор казахстанского филиала ТОО "Бюро Веритас индастриал сервисез" Онат Атилла (Турция) и другие должностные лица этой компании.
"Без допросов этих лиц остаётся неустановленной объективная составляющая предъявленного Аманжулову обвинения, а именно: было ли само событие преступления, поскольку недоказанным остаётся факт умышленного завышения стоимости отдельных частей проекта указанными компаниями, применявших в расчётах стоимости международные стандарты. Без этого по делу нельзя считать достоверным установленный следствием размер хищения", – пояснила адвокат Сауле Акатова.
Также защита ходатайствовала о допросе экс-заместителя акима Астаны Каната Султанбекова и бывшего главу ТОО "Astana LRT" Талгата Ардана, которые находятся в бегах.
Суд первой инстанции приговорил фигурантов дела по LRT в Астане к лишению свободы на сроки от 7 до 10 лет.
Нажмите, чтобы прочитать к каким срокам приговорили фигурантов дела
- Для экс-руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашида Аманжулова – 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности.
- Для бывшего депутата и секретаря маслихата Нур-Султана Жаната Нурпиисова – 8 лет лишения с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для экс-председателя правления АО "Astana Innovations" Талгата Ашима – 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для представителя подрядчика Улугбека Ачилова – 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для представителя подрядчика Тимура Касабаева – 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для представитель подрядчика Дулата Мусенова – 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для представителя подрядчика Даурена Абдыхамитова – 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности и конфискацией имущества.
С 2015 года на реализацию проекта LRT из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Строительство Astana LRT должно было завершиться к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Изначальная стоимость проекта составляла 1,8 млрд долларов. С обслуживанием займа Китайского банка развития на 20 лет проект обошёлся бы в 2,6 млрд долларов. В 2019 году проект оптимизировали, сэкономив 1,2 млрд долларов. Окончательная стоимость проекта строительства LRT на сегодня составляет 1,5 млрд долларов.
Аким столицы Алтай Кульгинов 30 июня заявлял о возобновлении строительства LRT. Он отметил, что активная работа будет продолжена по мере поступления средств.