– Господа студенты, учите французский язык, – наставлял ректор Казахской Академии транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева (КазАТК) Бахытжан Куанышев собравшихся в актовом зале в первый день нового учебного года.

Представители группы компаний Alstom приглашают студентов и преподавателей КазАТК на стажировку на своих предприятиях по всему миру, а самых перспективных выпускников обещают обеспечить хорошей работой на своих предприятиях в Казахстане.

– У нас амбициозные планы расширить своё присутствие на казахстанском рынке. И мы будем осуществлять их ни с французскими, ни с итальянскими, ни с другими европейскими сотрудниками. Нам необходимы казахстанские специалисты. Мы надеемся на выпускников КазАТК! – подчеркнул вице-президент ООО «AlstomTransport» по Южному региону СНГ Мартан Важур.

В Казахской Академии транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева уже стало хорошей традицией начинать новый учебный год лекцией топ-менеджеров ведущих мировых транспортных производителей. В прошлом году 1 сентября с новинками в сфере транспортного машиностроения и перспективами их внедрения в Казахстане студентов познакомили президент-генеральный директор компании General Electric (GE) Transportation Лорензо Симонелли (сейчас занимает должность президента и главного исполнительного директора GE Oil & Gas), а также президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Аскар Мамин. На этот раз право прочесть студентам первую лекцию выпало представителям группы компаний Alstom, которая уже более десяти лет сотрудничает с АО «НК «ҚТЖ».

И это не случайно, потому что КТЖ остро нуждается в высококвалифицированных кадрах для успешной реализации своей миссии транспортно-логистического оператора РК. АО «НК «КТЖ» в октябре 2012 года вошло в состав основных акционеров КазАТК. И, конечно, привлекает к подготовке кадров своих основных зарубежных партнёров. Те, в свою очередь, также заинтересованы в тесных контактах с академией. Понимают, что именно здесь надо «вербовать» своих самых заинтересованных приверженцев.

Поэтому главный технический директор группы Alstom Николя Кастресс Сен-Мартен значительно превысил регламент, рисуя студентам захватывающие перспективы деятельности своей компании по всему миру, о том, какие новые технологии разрабатывает, внедряет инновации и разработки. И не скупился на детали, доказывая, почему слово «инновации» является ключевым для Alstom.

Сам г-н Кастресс Сен-Мартен во Франции параллельно занимается преподавательской деятельностью, являясь одновременно и президентом административного совета технического университета, и ему чрезвычайно интересно было общаться с казахстанскими студентами.

– Считаю, что обучение и подготовка квалифицированных инженеров и специалистов – будущее страны, будущее экономики и будущее промышленности, – подчеркнул он.

Рассказал о деятельности «AlstomTransport», о мировой ситуации и тех вызовах, на которые отвечает Alstom своими разработками и детально об инновационных проектах «AlstomTransport».

Alstom – единственный в мире производитель, который имеет компетенции по всем направлениям железнодорожного производства, занимает лидирующие позиции в мире в области скоростного и сверхскоростного транспорта. Портфель заказов «AlstomTransport» по всему миру включает 27 млрд евро, товарооборот – примерно 6,5 млрд евро и прибыль – 5,6 процента. В группе компаний работают более 28 тысяч сотрудников. Чтобы поддерживать статус мирового лидера разработчика новых современных технологий, у компании есть несколько самых интересных разработок. Одна из новинок, трамвайная, понравилась алматинцам. В городских трамваях APS, которые в прошлом году начали бегать по улицам бразильского Порто-Маравилья, установлена система электропитания по третьему рельсу. Таким образом, с помощью питания по земле стало возможным отказаться от установки подвесной контактной электрической сети.

И, конечно, всех студентов впечатлили скорости, которые с помощью своих электровозов покоряет Alstom. Студенты строительного и АЭТ факультетов Жусупбек Баянов, Мухит Кадыров и Адилет Ахметкалиев долго после лекции обсуждали, как это поезда «летают» не только по 360 км/час, но и свыше 500. Друзьям было интересно узнать о сотрудничестве КТЖ с французской компанией, о том, какие поезда по альстомовской технологии уже ходят по дорогам Казахстана.

А представителям Alstom есть чем гордиться. У них на сегодняшний день поезда четырёх поколений. Первое поколение TGV-SudEst развивает скорости 260–300 км/час. Второе TGVReseau ускоряется до 300 км/час. Третье поколение – а это двухэтажные поезда – увеличивают не только скорость до 320 км/час, но одновременно и вместимость за счёт второго этажа на 40 процентов. И наконец, четвёртое поколение сверхскоростных поездов AGV, у которых эксплуатационная скорость до 360 км/час. Эти поезда уже два года эксплуатируются в Италии частной транспортной компанией. В апреле этого года здесь был установлен мировой рекорд на двухэтажном высокоскоростном поезде с двигателем от сверхскоростного поезда AGV – 574,8 км/час. Зал КазАТК взорвался аплодисментами!

Между тем и в Казахстане компания добивается успехов. Недавно состоялась первая поездка по казахстанской земле пионера пассажирских электровозов KZ8AT со скоростью 200 км/час.

СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ РЫНКА СНГ

Регион СНГ – это всего лишь 6 процентов всего регионального бизнеса компании. Но ещё четыре года назад эта цифра равнялась нулю. Здесь понимают, что СНГ очень большой регион, быстроразвивающийся, он вызывает у компании большой интерес. Сейчас в СНГ у «AlstomTransport» два основных партнёра. АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» в Казахстане и в России «Трансмашхолдинг», основной производитель подвижного состава. С обеими компаниями у французского концерна стратегическое партнёрство. В Казахстане действуют два совместных предприятия: «Электровоз құрастыру зауыты» (ТОО «ЭҚЗ) – в Астане и «КазЭлектроПривод» (КЭП) – в Алматы.

– В Казахстане начальные шаги нашей деятельности начались в июне 2010 года, когда мы заложили первый камень в производство электровозов в Астане. В 2012 году презентовали электровоз, произведённый специально для Казахстана, и официально открыли завод, в церемонии которого участвовал президент РК Нурсултан Назарбаев. В сентябре этого года уже 20 электровозов KZ8A находятся в эксплуатации в КТЖ, успешно состоялась обкатка первого пассажирского электровоза KZ4AT. И ещё одно важное событие произошло в этом году. Подписан первый экспортный контракт на поставку 50 грузовых электровозов в Азербайджан. Это отражает эффективное сотрудничество с КТЖ и казахстанскими властями, – уверен вице-президент ООО «AlstomTransport» по Южному региону СНГ Мартан Важур.

Инвестиции компании на сегодняшний день превысили 160 млн евро в ЭКЗ и КЭП. И самое главное, происходит передача высоких технологий по производству различного оборудования. Только на ЭКЗ сегодня насчитывается 150 сотрудников. Их будет в разы больше! В 2016 году компания планирует увеличить штат до 400 человек.

На лекции в КазАТК присутствовал первый генеральный директор ЭКЗ АлексГригорян, который возглавлял команду, участвующую в становлении завода. Сегодня он занимает должность директора по взаимоотношениям с заказчиками и госорганами «AlstomTransport». Но ему тоже интересно слышать, что к 2017 году на этом заводе планируется более чем на 50 процентов локализовать производство. Сама программа производства на этом заводе рассчитана, как минимум, до 2020 года, чтобы удовлетворить потребности казахстанского рынка и выходить на экспорт. Затем речь будет вестись об эксплуатации и техническом обслуживании электровозов.

Будет расширяться и СП «Каз-ЭлектроПривод», которое находится, как отметил г-н Важур, «в двух шагах от КазАТК, по направлению к железнодорожному вокзалу». Предприятие занимается производством первых локализованных, а значит, произведённых в Казахстане, стрелочных приводов P80 преимущественно для региона СНГ. 1 марта 2013 года был подписан контракт с КТЖ на поставку 1000 стрелочных приводов P80 в течение десятилетнего периода. Alstom планирует расширить деятельность этого СП после подписания соглашения с КТЖ на производство не только стрелочных приводов, но и другой продукции.

Одновременно в планах компании создание центра компетенции по системам сигнализации в Алматы, который будет заниматься разработкой и внедрением систем сигнализации. В рамках этого проекта будет необходимо принять на работу более 100 компетентных специалистов, инженеров, которые будут заниматься проектированием и интеграцией. Планируем развивать наши услуги по техническому обслуживанию в Астане, а в дальнейшем и в Алматы.

– Расположение Казахстана в Центральной Азии уникально. Это связующее звено между Азией и Европой. Поэтому было принято решение развивать в Казахстане наши региональные производственные центры для того, чтобы, используя выгодные позиции Казахстана, выходить на рынки соседних стран, – заявил г-н Важур.

ALSTOM & КазАТК

Он уже третий раз в КазАТК, чему очень рад. В марте этого года были намечены направления сотрудничества «AlstomTransport» с вузом, который выпускает технических специалистов. Делаются первые шаги по сотрудничеству.

– Мы хотим начать наше сотрудничество в двух направлениях. Обучение и повышение квалификации студентов академии. А также безвозмездная передача вузу различных узлов и элементов нашей техники и электровозов KZ8A, чтобы студенты могли работать не только по схемам, а уже с предметным оборудованием, – сказал вице-президент ООО «AlstomTransport» по Южному региону СНГ.

И пообещал, что через несколько недель оборудование будет в Алматы. В том числе макет части электродвигателя KZ8A, взаимодействующей с системой охлаждения электровоза, также тележка и токоприёмник.

Одновременно компания планирует совместно со специалистами КТЖ и КазАТК реализовать амбициозный план по созданию центра сертификации и валидации в рамках Таможенного союза. Намечается ознакомление сотрудников академии с процессами сертификации и валидации в России. Будет также осуществляться обучение сотрудников академии проведению валидационных испытаний на заводах Alstom. Технический директор ООО «Альстом Транспорт Рус» Давид Меликян, который также был в составе французской делегации, обсудил детали такого взаимодействия с руководством КазАТК.

Одна из задач компании – создание на базе «КазЭлектроПривод» центра компетенции по сигнальному оборудованию. Планируется, что через 4 года КЭП будет способен самостоятельно реализовывать проекты по обеспечению средствами СЦБ как новых линий, так и модернизируемых, включая поставку МПЦ и систем локомотивной безопасности на базе радиоканала системы типа ERTMS. КЭП будет способен осуществлять полное сервисное обслуживание поставляемых систем. А также участвовать в проектах по СЦБ в соседних странах.

– Нам надо будет более 150 высококвалифицированных специалистов, свыше 100 из которых будут заниматься разработкой и интеграцией различных систем сигнального оборудования. И сейчас смотрим, каким образом мы могли бы сотрудничать, чтобы вы могли участвовать в этом проекте, мы рассчитываем на вас, студенты КазАТК! – заявил г-н Важур.

Он объяснил, что компании нужны молодые, энергичные, амбициозные представители, потому что именно с их помощью планируется осуществлять все перспективные проекты. Причём нужны специалисты различных направлений: в области электровозов, сигнализации, технического обслуживания, эксплуатации и проектирования. Компания рассматривает, каким образом может помочь КазАТК на этапе обучения, чтобы сегодняшние студенты могли в будущем интегрироваться в процесс производства мирового транспортного лидера.

– Мы будем ждать вас, студенты КазАТК! – обратился он к аудитории на русском языке с французским прононсом.

КРОМЕ НАС НЕКОМУ!

Не всем казатэковцам по силам оказалось выдержать два часа информационной французской атаки. Кто-то, как и положено студентам, сбегал на самом интересном месте. Но даже если из каждой сотни собравшихся 10 человек внимательно слушают и наматывают на ус все сказанное, – это уже немало. А таких заинтересованных слушателей объёмной лекции было гораздо больше!

– Благодарю оставшихся студентов за выдержку, – пошутил ректор. И с улыбкой взял на заметку тех, кто в первых рядах отправится во Францию.

Одновременно он напомнил, что в своё время, в 2004 году, Казахстан одним из первых в СНГ внедрил в промышленную эксплуатацию электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом, с микропроцессорной системой управления.

– Сегодня взят курс на внедрение тяги с асинхронным приводом в грузовых и пассажирских тепловозах и электровозах. Конструкционная скорость для пассажирских локомотивов закладывается как для скоростного движения – 200–220 км/час, – отметил казахстанский железнодорожник и добавил: – Весь опыт по высокоскоростному пассажирскому движению, который сейчас нарабатывает Alstom, будет применён со временем в Казахстане. Это будут делать казахстанцы. И в первую очередь из числа студентов академии. Они – будущие сотрудники «AlstomTransport».

В этом не сомневаются друзья Мейр Каттебаев и Думан Имангалиев. Третьекурсник факультета «Строительство и экономика» Мейр в будущем будет мостовиком. И представляет, как по построенным им мостам понесутся скоростные поезда до 360 км/час. Он сам выбрал себе будущую профессию.

 – Интересно строить мосты для железных дорог. Хочу работать в КТЖ, когда закончу академию, – делится студент, авторитетом для которого является человек, имя которого носит КазАТК Мухаметжан Тынышпаев. – В прошлом году слушали лекцию иностранных инвесторов GE, было интересно. Они тоже рассказывали про локомотивы, о новых производствах, технологиях и поездах. Такие лекции помогают в учёбе.

Преподаватель кафедры «Локомотивы» по специализации «Электровозы», факультета транспортной техники Бауржан Альжанов не сомневается, что после таких лекций его воспитанники в учебном процессе будут значительно успешнее.

– Они увидели новый двигатель с постоянными магнитами. Это очень актуально, потому что является новой ступенью после синхронных двигателей. Мы внедряли асинхронные двигатели. Теперь видим новые направления и то, как будут строиться наши электровозы в Казахстане. Студентам это очень интересно, – считает преподаватель.

Тема скоростных поездов и локомотивов очень близка студенту первого курса магистратуры Думану Имангалиеву. Его дипломная работа бакалавриата после четвёртого курса была посвящена перспективам организации скоростного движения в Казахстане.

– Эти современные тенденции – перспектива для нашей республики, которая будет развиваться в лучшую сторону. Это необходимость. Вся Европа, большое количество развитых государств, имеют скоростные дороги. У нас, к сожалению, с этим возникают трудности, – посетовал будущий железнодорожник.

Он не сомневается, однако, что сегодняшние первокурсники КазАТК, он сам и его однокурсники тоже будут в скором будущем строить эти скоростные дороги.

– Кроме нас некому! – уверенно подвёл он итог дискуссии.