Аэропорт Уральска планируют вернуть прежним собственникам на льготных условиях
Стоимость строительства аэропорта Уральска увеличилась до 6,6 млрд тенге.Аэропорт Уральска после завершения строительства планируют вернуть старым владельцам на льготных условиях, сообщил на пресс-конференции аким Западно-Казахстанской области Гали Искалиев, отвечая на вопрос informburo.kz.
По словам Гали Искалиева, сейчас проект изменился и подорожал в несколько раз: вместо реконструкции решено построить новый терминал. Работы планируют завершить до конца 2021 года.
По данным газеты "Уральская неделя", проект реконструкции терминала аэропорта финансируется за счёт компании "Карачаганак Петролеум Оперейтинг б.в.", которая ежегодно выделяет 30 млн долларов на социально-инфраструктурные проекты области. Реконструкция здания терминала началась в 2018 году, первоначально на реализацию проекта компания выделила 1,5 млрд тенге. Однако в 2019 году работы были приостановлены из-за того, что подрядная организация ТОО "KazConstructionGroup" выявила деформацию фундамента здания. Из-за этого пришлось пересматривать весь проект реконструкции терминала.
"Стоимость сейчас – 6,6 млрд тенге. Она изменилась в связи с тем, что был сделан практически полностью новый проект. Раньше это была реконструкция на существующем каркасе, но в ходе строительства обнаружились скрытые дефекты, и было принято решение специальным институтом, который отвечает за сейсмостойкость объекта, не продолжать этот проект, поэтому был сделан новый проект, который практически в 2,5 раза больше. Если строить, то строить уже серьёзный объект надолго. Поэтому была увеличена площадь, IT-часть, технологическое оборудование. Совсем другой проект", – сказал аким ЗКО.
Аким ЗКО сообщил, что после завершения строительства терминала, аэропорт Уральска планируют передать прежним владельцам.
"Напрямую доли Bek Air нет. На данный момент аэропорт принадлежит трём физлицам, резидентам Казахстана, фамилии, разрешите, не буду называть. Они в своё время выкупили терминал и взяли в управление взлётно-посадочную полосу. Поэтому сейчас они владеют терминалом и взлётно-посадочной полосой. Был долгий процесс, было принято решение, что терминал эти лица будут передавать в СПК, и через СПК мы будем строить новый терминал, потом на условиях лизинга будем возвращать действующим владельцам. То есть это не будет подарок, а будет лизинг, который необходимо будет вернуть государству. Те первоначальные условия лизинга, я думаю, мы будем пересматривать, потому что сумма значительно увеличилась, и с действующими акционерами мы ещё до конца их не обсудили, если откажутся – будем выставлять на конкурс", – пояснил он.
Гали Искалиев не смог сказать, какими были первоначальные условия сделки с прежними владельцами аэропорта.
"Точно не помню. Это был долгосрочный лизинг на достаточно льготных условиях. По-другому никак аэропорт нельзя было построить. Частный инвестор не планировал строить, у государства не было возможности построить новый аэропорт, поэтому нашли компромиссное решение: долгосрочный лизинг на льготных условиях. Но это возвратные деньги", – заключил он.
Аэропорт Уральска принадлежал ТОО "Международный аэропорт "Орал", аффилированный с авиакомпанией Bek Air, чей самолёт разбился под Алматы и которой запретили летать авиационные власти.
Согласно государственным базам данных, первый руководитель ТОО "Международный аэропорт "Орал" – Азамат Тураш, учредитель – ТОО "Беркут аэропорт".
ТОО "Беркут аэропорт" принадлежит супруге Нурлана Жумасултанова, главы Bek Air – Жумасултановой Айгуль Файзуллаевне и ТОО "Stailer Group". Первый руководитель – Алдажаров Ильяс Турарбекович.
Учредитель ТОО "Stailer Group": независимый директор совета директоров АО "Интергаз Центральная Азия" Алдажаров Айтмухаммед Турарбекович. Первый руководитель – Алдажаров Ильяс Турарбекович.
В 2018 году, до начала реконструкции, ТОО "Международный аэропорт "Орал" передало здание в собственность государства. Такое решение было принято после заявления дирекции аэропорта о том, что он не в состоянии профинансировать проект. Новым собственником здания стало акционерное общество "СПК "Акжайык", пишет "Радио Азаттык".
В СПК "Акжайык" сообщали "Радио Азаттык", что новый проект будет соответствовать всем стандартам, а для обслуживания пассажиров международных рейсов выделят второй этаж. Кроме того, новое здание, согласно проекту, предполагает и наличие гидравлического "рукава", которого в аэропорту Уральска никогда не было. Однако сейчас, говорил заместитель председателя СПК "Акжайык" Артур Доскалиев, вопрос его установки открытый, потому что СПК "не принадлежит перрон". Перрон аэропорта – собственность ТОО "Международный аэропорт "Орал".
По данным "Радио Азаттык", государственно-частное партнёрство проекта предполагает, что новое здание аэропорта передадут в доверительное управление "компании, которая имеет все соответствующие лицензии на осуществление этой деятельностью". Сейчас, по словам Доскалиева, в регионе есть только одна компания, которая соответствует этим стандартам – это "Международный аэропорт "Орал". При этом не исключена вероятность, что здание аэропорта может перейти в доверительное управление и другой компании, в том числе и иностранной.
К слову, аэропорту сейчас не принадлежит и взлётная полоса. Ее передали государству в 2014 году по такой же схеме – владельцы порта самостоятельно не смогли провести реконструкцию полосы. Сейчас ТОО "Международный аэропорт "Орал" пользуется ею на основании доверительного управления.