За день войну остановить невозможно. Президенту Трампу придётся устроить глобальную рецессию, разрушить международную торговлю и обрушить цены на нефть, которые напрямую зависят от состояния мировой экономики. Если начинается рецессия, падает спрос на товары, уменьшается международная торговля, снижается потребность в перевозках, а значит, и в топливе. В итоге цены на нефть падают.

Сейчас ОПЕК заявляет, что не планирует сокращать добычу, а наоборот, увеличит её. Они хотят быстрее получить прибыль, так как ожидают долгосрочную торговую депрессию. Это ускорит снижение цен на нефть.

Для России это критично. Себестоимость добычи у неё выше, чем в Персидском заливе, и падение цен на нефть сильно ударит по её экономике. Это действительно может привести к окончанию войны, но также вызовет экономическую нестабильность. И это делает ближайшее будущее экономически непростым.

Условия для бизнеса по всему миру ухудшатся. Ведь что происходит, когда страна вводит тариф? Любой производитель, который отправляет, например, кроссовки в США, должен заплатить дополнительный процент от их стоимости. Затем эти кроссовки поступают в продажу для американских потребителей.

Если рынок конкурентный, то экономические издержки – это зарплаты, материалы и адекватная прибыль для инвесторов – уже сбалансированы. В таких условиях никто не зарабатывает сверхприбыль, цены и так установлены на пределе возможного. Поэтому, когда на товар накладывается тариф, производитель просто вынужден включить его в конечную цену.

Если же отрасль монополизирована, то у компаний может быть запас прибыли, позволяющий манипулировать ценой и объёмом продаж. Они могут частично взять на себя тариф, чтобы не потерять потребителей. Но на конкурентном рынке такой возможности нет, там все работают на уровне себестоимости.

В результате в традиционных отраслях, таких как производство одежды и обуви, где конкуренция высокая и маржа минимальна, товары сразу же дорожают на величину тарифа. Когда потребители видят, что кроссовки теперь стоят не 130, а 180 долларов, то они сокращают покупки, откладывают замену обуви, что снижает общий спрос.

Снижение спроса ведёт к сокращению торговли. С одной стороны, потребители страдают, так как им приходится платить больше. С другой, производители теряют прибыль, поскольку продают меньше товаров.

Кто получает выгоду? Государство, которое собирает пошлины. В некоторых секторах, где есть высокая маржинальность, производители могут частично компенсировать тариф, снизив цены, но это скорее исключение. В большинстве случаев всю сумму оплачивает потребитель, а объёмы торговли сокращаются.