Правонарушения, совершаемые молодыми людьми, – это злость, помноженная на подростковые гормоны
Поэтому подростки всё переводят в плоскость непосредственных действий и сразу начинают вредить кому-то. Молодые люди часто находятся в группах. Для них очень важны такие референтные группы, срабатывает эффект толпы. То, что в одиночку молодой человек не сделал бы, в толпе он совершит с большей лёгкостью.
Правонарушения, совершаемые молодыми людьми, – это злость, помноженная на подростковые гормоны. Это часто накопленная агрессия. Когда подросток долго копит эту злость, не знает, как её по-другому выплеснуть, то антиобщественный поступок становится возможным. Любой, у кого накипело, может так поступить.
Кора головного мозга, которая отвечает полностью за контроль поведения, на 100% дозревает только к 24–25 годам. До этого могут наблюдаться такие импульсивные вспышки.
Конечно, нужны определённые меры по охране психического здоровья и работе со своими навыками, умениями управлять эмоциями. На мой взгляд, хорошо было бы это делать на базе организаций образования – в школах, колледжах. Проводить занятия по умению распознавать свои эмоции. Что чувствуют молодые люди, как они могут реагировать на те или иные ситуации по-другому, как могут работать со своим внутренним миром. Чтобы это не накапливалось по принципу чайника: вначале что-то закипает, а потом крышку сносит.
Чтобы такого не происходило, конечно, мы можем и должны проводить обучение жизненным навыкам. И если школа – это то, что готовит молодых людей к жизни, то, очевидно, что один из важнейших вопросов – умение строить взаимоотношения, умение понимать своё состояние, контролировать эмоции, перенаправлять энергию и мысли в конструктивное русло. Это первый аспект вопроса.
Второй слой – это, конечно, общественный. Молодые люди не с потолка берут агрессивные модели поведения. Они проводят много времени в социальных сетях. Наблюдают за тем, что там транслируется. И если раньше было больше позитивного контента, то сейчас у нас для молодых людей нет специального контента, который бы транслировал позитивные ценности. В основном народ интересуется негативом. Такие публикации набирают больше всего просмотров и комментариев.
Но в общественном поле должны появляться другие модели, которые транслировали бы и позитивные примеры – и новостные, и художественные. Соответственно, эта работа должна главным образом идти в соцсетях, где подростки проводят много времени.
Наконец, третий большой пласт. Модели поведения, модели отношений, конечно же, подростки берут из семьи.
И здесь важно понимать, что происходит в казахстанских семьях. Есть ли у родителей время на беседы, обсуждения разным тем с взрослеющими детьми. Или семьи в основном, заняты выживанием, зарабатыванием денег.
Вопросы воспитания, понимания потребностей, того, что происходит с молодыми людьми в тот или иной момент времени, оказываются на втором плане. Нужно проводить с родителями определённую работу, чтобы было понимание важности семейных моделей поведения.
Ну и плюс оздоровление экономики для того, чтобы у родителей оставалось больше времени на детей, совместный досуг, разговоры по душам.
Поэтому, повторю, во-первых, в школах надо вводить занятия по управлению эмоциями, распознаванию эмоций своих и других. Во-вторых, создавать больше позитивного контента для подростков, на который они будут ориентироваться, делать доступным спорт. И, в-третьих, работать с семьями на базе центров поддержки семьи, облегчать родителям жизнь и учить позитивным моделям воспитания через разные каналы.