Начавшийся вечером 26 марта конфликт между авиационными властями России и Казахстана к полуночи был практически разрешён. Отменённые рейсы между двумя странами возобновились и зависшие было в неизвестности пассажиры отбыли в места своего назначения. Правда, с опозданием на сутки-двое. Улететь-то они улетели, но горький осадок остался у всех.

Прилетев 26 марта из Симферополя в Шереметьево (Москва) около 3 часов дня (время московское) я перешёл из терминала "D" в терминал "F", где спокойно дождался регистрации на свой рейс SU 1946, чтобы в 21:35 вылететь в Алматы. Правда, после регистрации трижды переносились номера выходов на посадку, но подобные изменения звучали и по другим, не казахстанским, направлениям. Неприятностей никто не ждал.

Но перед самой посадкой в самолёт подошедшие сотрудницы аэропорта Шереметьево объявили, что "Аэрофлот" вынужден "отменить авиасообщение с Казахстаном, из-за того что казахстанская сторона закрыла небо для пролёта российских самолётов", и повели пассажиров забирать багаж. Чуть позже появились и сотрудники "Аэрофлота", которые пояснили, что "компания, несмотря на то что подала заявку ещё в середине февраля 2016 года, так и не получила от казахстанской стороны соответствующих разрешений на выполнение полётов в соответствии с летним расписанием", и предложили либо полностью (без штрафных санкций) получить деньги за билеты, либо переоформиться на другие направления.


Фото Сергея Смирнова
Сотни пассажиров оказались заложниками сложной ситуации с полётами "Аэрофлота" в Казахстан

Поскольку "Аэрофлот" выполняет регулярные рейсы из Москвы в семь городов Казахстана (Актау, Актобе, Алматы, Астану, Атырау, Караганду и Шымкент), то в сложной ситуации наряду с россиянами оказалось огромное количество казахстанцев, купивших (многие ещё за полгода) билеты в эти города. Всего было отменено около 10 рейсов "Аэрофлота" в Казахстан и обратно. "Закрытие неба" над Казахстаном оказалось неожиданным и для представителей аэропорта с авиакомпанией: они не были готовы к такому развитию событий.

Часть пассажиров помчалась сдавать билеты, но основная масса с возмущением выстроилась в очереди на переоформление билетов, надеясь попасть в Казахстан через Омск, Астрахань, Баку, Ташкент, Бишкек. Простояв в очереди часа полтора, я не только переоформил билет на Бишкек (от которого уже на такси надеялся добраться до Алматы) на утро понедельника, но и узнал, что Россия, видимо, в качестве ответной меры отказала компании Air Astana в разрешении на полёты в Москву. А казахстанская сторона возлагает всю ответственность за отмену рейсов на "Аэрофлот", якобы несвоевременно подавший заявку на регистрацию полётов.

Впрочем, мне было уже не важно, кто виноват: надо было бежать в терминал "D", где выдавали разрешения на проживание и питание в аэропортовской гостинице Novotel. Вновь встал в очередь, и здесь объявили о возобновлении "Аэрофлотом" полётов в Казахстан согласно расписанию. Таким образом, на решение возникших между авиационными властями Казахстана и России проблем потребовалось всего около трёх часов.

Но они остались у не успевших ещё улететь пассажиров: им пришлось переоформлять уже переоформленные на другие направления билеты вновь на Алматы. Вынужден был заняться этим и я. Отстояв в очереди ещё 4 часа, получил заветный билет в Алматы на вылетавший в понедельник утром рейс SU 1940 (причём не эконом, как ранее, а бизнес-класс) и разрешение на заселение в гостиницу, в которой я оказался уже в половине пятого утра. Однако при всём этом особых претензий к российским властям у меня нет: они, отойдя от шока, как могли, старались помочь оказавшимся в сложной ситуации пассажирам. А вот "забота" МИД Казахстана заслуживает отдельного внимания.

Как известно, сотрудники МИД обязаны не только принимать меры для предотвращения возникновения проблемных ситуаций, но и оказывать помощь оказавшимся в беде гражданам. После возвращения в Алматы я узнал о том, что сотрудники консульской службы посольства Казахстана посетили Шереметьево, где якобы встречались с пассажирами – гражданами Казахстана.

Почему "якобы"? Да потому, что ни я (вынужденный находиться в Шереметьево более 12 часов), ни другие застрявшие пассажиры не видели наших дипломатов ни в терминалах аэропорта, ни в гостинице. Видимо, не царское это дело среди ночи помогать собственным гражданам, оказавшимся один на один с проблемами в соседней стране. Проще отрапортовать, что всё спокойно, и заниматься своими личными делами. Ведь эти граждане – люди в основном взрослые, и потому сами должны быть способны со всем справляться. Остался без ответа и вопрос: почему пассажиры, ставшие заложниками разрешившейся вдруг буквально за три часа ситуации с получением разрешения на перелёты, должны своими нервами, временем и деньгами оплачивать чиновничьи игры?..