Внешний долг Казахстана: из чего состоит и чем мы рискуем
Общая сумма внешнего долга Казахстана, в июне составлявшая 167,9 млрд долларов, на начало года превысила 168 млрд долларов (119% к ВВП). За последние 10 лет долг республики увеличился более чем вдвое. В его структуре по видам финансовых инструментов преобладают кредиты и займы, привлечённые от нерезидентов (около 80%), и долговые ценные бумаги на руках у нерезидентов (12%).
Казахстан имеет задолженность перед 173 государствами мира, а также международными организациями. Две трети внешнего долга приходятся на 5 крупнейших кредиторов Казахстана: Нидерланды (49,8 млрд долларов), Великобританию (27,7 млрд), США (13,2 млрд), Китай (12,3 млрд) и Францию (11,9 млрд). Наибольшее (около 50%) количество долгов сосредоточено в нефтяной сфере, что отражает главный приоритет иностранных инвесторов.
По информации Нацбанка, основная причина роста – увеличение межфирменной задолженности (что связано с реализацией нефтегазовых проектов филиалами иностранных компаний и ростом задолженности перед прямыми инвесторами по невыплаченным дивидендам и вознаграждению по займам), а также внешнего долга нефинансового сектора экономики и Правительства (выпуск еврооблигаций, привлечение кредитов и займов).
Однако заявления министра национальной экономики Тимура Сулейменова дышат оптимизмом. По его оценке, уровень государственного долга (совокупный долг Правительства, Нацбанка и местных бюджетов) составляет 26% ВВП и на данный момент он на безопасной отметке, а по прогнозу социально-экономического развития до 2022 года он даже сократится до 23,7%. Казалось бы, «все хорошо. прекрасная маркиза, и хороши у нас дела», если бы не растущая задолженность квазигосударственных компаний.
Внешний долг этих контролируемых государством организаций уже превысил 26 млрд долларов. Только за третий квартал прошлого года он увеличился на 1,2 млрд долларов, причём основной «вклад» внесло АО «КазТрансГаз», разместившее 10-летний выпуск еврооблигаций общим номинальным объёмом 750 млн долларов. И это понятно. Контролируемые государством компании имеют возможность привлекать иностранные займы во многом благодаря одному важному условию – высокой вероятности того, что государство предоставит им необходимую помощь, если она понадобится. В частности, из внебюджетных накопленных в Национальном фонде резервов, которые служат гарантией макроэкономической стабильности и залогом для возврата долга госкомпаний.
Градация по видам вознаграждения, подлежащего выплате иностранным кредиторам, показывает, что преобладающая часть внешнего долга имеет плавающую ставку вознаграждения. Следовательно, отмечают аналитики Национального банка, изменение рыночных условий и рост ставок на международных рынках капитала могут спровоцировать увеличение стоимости обслуживания внешнего долга а, значит, и риск неплатёжеспособности заёмщиков.
Тем более что если до 2014 года среднегодовой прирост активов Нацфонда составлял 31%, то в течение последних лет наблюдается лишь спад. Так, активы фонда на конец марта 2017 года, оценивавшиеся в 62,6 млрд долларов (и сократившиеся на 13% к 2014 году), в январе составили 58,3 млрд долларов и сейчас находятся на минимуме за последние 5 лет.
Понятно, что снижение, так сказать, залоговой стоимости активов Нацфонда ведёт к падению рейтингов компаний-заёмщиков.
Резкое увеличение трат средств Нацфонда обусловлено, прежде всего, существенным ростом объёмов целевых и гарантированных трансфертов. Эти средства направлялись на поддержание финансового сектора страны, в частности на докапитализацию Фонда проблемных кредитов для выкупа проблемных займов банков второго уровня. Из банков в форме кредитов выводятся огромные суммы, за которые в итоге рассчитывается государство. Только в 2017 году на прямую поддержку банковской системы выделено около 10 млрд долларов.
Положение усугубляет и такой опасный прецедент, как арест находящихся на кастодиальном хранении в The Bank of New York Mellon средств Национального фонда по иску молдавского инвестора Анатола Стати. Кроме того, у Нацбанка нет достаточных ресурсов, чтобы полноценно противодействовать выводу капитала. По словам зампредседателя Нацбанка Олега Смолякова, на конец 2017 года не поступившая валютная выручка от экспортно-импортных операций составила порядка 17 млрд тенге.
Проблема долгов не ограничивается только квазигосударственными компаниями. Помимо долга этого сектора часть внешнего долга частных банков и компаний, в соответствии с методологией МВФ, также может быть отнесена к внешнему долгу госсектора. К таким организациям можно отнести крупные банки, которые получают помощь в виде займов от государства, а также заёмщиков Банка развития Казахстана (БРК), фонда «Даму», холдинга «КазАгро». В этом случае размер внешнего долга государственного сектора окажется больше, чем по официальной статистике.
Еще более тяжёлая ситуация с межфирменной задолженностью, превысившей 105 млрд долларов. Это почти две трети от объёма внешнего долга. Правительство, утверждая, что это не государственный долг, а взаиморасчёты между аффилированными компаниями, её просто игнорирует. Действительно, формально государство за неисполнение этих частных обязательств не несёт никакой ответственности. Но иностранные инвесторы благотворительностью не занимаются и, оптимизировав налоги, могут долгие годы выкачивать капитал из страны.
Расчёты аналитиков показывают, что для обслуживания существующего внешнего долга без ущерба для других макропоказателей и обменного курса тенге цена барреля нефти должна быть не менее 100 долларов, но таких котировок в обозримом будущем не предвидится. Сохранение же невысоких цен будет лишь обострять проблему внешнего долга республики.
Недиверсифицированная, неконкурентоспособная экономика Казахстана критически зависима от экспорта нефти. Ухудшение состояния платёжного баланса, вызывающее девальвацию тенге, связано не только с падением цены на нефть, как источника поступлений иностранной валюты, но и с большими объёмами платежей по увеличивающемуся внешнему долгу республики. Таким образом, если не предпринять срочных мер в ближайшее время, то Правительство оставит будущее поколение не с накоплениями, а с долгами.