Трамплин в профессию: почему айтишникам и менеджерам можно не учиться в вузах
Опыт реальной работы побеждает классическое вузовское образование, считает предприниматель и инвестор Сергей Гришин и делится своим рецептом, как правильно получить перспективную специальность и стать конкурентным на рынке труда. Отметим, его мнение может не отражать взгляды всех работодателей, однако весьма ценно, как итог опыта человека, создавшего и владеющего несколькими компаниями в сфере фин-тех. И, конечно, нанимающего команды в эти компании.
"В будущем будут востребованы специальности, основанные на межличностном взаимодействии с клиентом. Это врачи, учителя, психологи и другие, а ещё – IT-специалисты и программисты, которые создают пользовательские интерфейсы. Острие бизнес-конкуренции будет заточено на то, чтобы делать жизнь удобнее. Выиграет тот, кто умеет находить простые решения сложных вопросов, кто помогает решать задачи клиента быстрее, проще и дешевле", – уверен Сергей Гришин.
Предприниматель приводит в пример систему онлайн-продаж, которую в своё время они вместе с командой создали во Freedom Insurance: для покупки автостраховки клиенту нужно заполнить всего два поля – ИИН и номер машины. "Всё! Готовая страховка сразу приходит тебе на почту. До нас никто так не делал, все страховщики требовали от клиента кучу документов. А сегодня всё больше и больше страховок продается онлайн. Для клиента это просто и удобно, но мало кто знает, что за такими решениями стоит много труда разработчиков. А это как раз и будут самые востребованные профессии в будущем", – отметил он.
Или другой пример: в сервисе "Смартолёт" покупателя просят заполнить три поля – и через 40 минут ему домой или в офис доставляют новый смартфон, оформленный в кредит. Легко и быстро. "Вроде кажется, что это ерунда, но это долгоиграющая концепция. Вскоре мы увидим, как весь рынок перейдет на онлайн продажи, а мы в этом деле уже пионеры", – прогнозирует Сергей Гришин.
Тренды в таких профессиях очень быстро меняются. В IT-области всё чаще появляются новые языки программирования, в маркетинге постоянно меняются методы продаж. Всё большая часть рынка уходит в онлайн. В интернете тоже всё переменчиво: ещё вчера все продвигались на "Яндекс Директ", сегодня через соцсети, а через два года опять появится что-то новое. И скорость этих изменений будет только нарастать, со стороны уследить за этим невозможно.
"Поэтому вузы не могут успеть за этими трендами. Это большие бюрократические системы, которые дают рассеянные знания. И вроде вы пять лет проучились, а оказались совсем не в теме реальной специальности. Потому что, чтобы быть в теме, нужно быть в практике", – считает предприниматель.
Если раньше после школы все стремились попасть в солидный институт, думая, что там дадут какое-то супер-образование, то сейчас, по его мнению, надо делать по-другому: "после школы достаточно закончить профильные курсы, которые дадут минимально необходимые знания, а дальше нужно идти на практику в крутую компанию". Где удастся на деле знакомиться с профессией и получить реальный опыт, а не оторванные от жизни теоретические знания.
"Да, есть много сфер, где для работы нужно освоить обширную теоретическую программу — инженерные специальности, медицина, педагогика и другие. Но не стоит тратить пять лет ради вузовского диплома там, где он объективно не нужен", – продолжил свою мысль Сергей Гришин, – Я уверен, что для большинства IT-специальностей нет необходимости учиться пять лет в вузе. То же самое для маркетологов, для менеджеров. Потому что на лекции невозможно объяснить, как быть лидером, как работать с коллективом, выстраивать правильные социальные связи. Чтобы по-настоящему это понять, нужно пойти в реальную компанию и начать там двигаться".
Сергей Гришин заявил, что ему как бизнесмену и работодателю не важно, какой у человека диплом, он специально не смотрит на этот пункт в резюме соискателя. Даже если кандидат окончил самый передовой институт, но у него нет опыта работы, он не знаком с решением практических задач, такой соискатель всегда будет проигрывать носителю реальных компетенций. "Мне важно, какие навыки я могу купить за те деньги, которые он за себя просит, потому что мне надо брать эффективных специалистов, которые умеют решать конкретные задачи, а не просто людей с корочками", – объясняет предприниматель.
Поэтому если вы задумываетесь, как лучше получить перспективную специальность, то Сергей Гришин советует в первую очередь правильно выбрать, где стажироваться: это должна быть компания, которая стремится быть пионером в своей нише, стремится делать то, за что конкуренты не могут взяться. Только так вы получите по-настоящему ценные компетенции, которые в будущем сможете продать работодателю дорого.
"Например, у нас в компании есть младший персонал – это новички, которым мы не платим зарплату, но знакомим их со всеми процессами в компании и в отрасли. Это взаимные обязательства и взаимная выгода. Через год после того, как они устроились, мы решаем, что с ними делать – куда назначать и сколько платить. Кто-то сам уходит на оплачиваемые позиции в другие компании, тем самым начиная продавать на рынке тот опыт работы, который получил в "Смартолёте", – делится опытом предприниматель и инвестор.
Такая схема обучения – минимально необходимые курсы плюс стажировка — на его взгляд, более эффективная, чем прежняя концепция "школа – вуз – поиск вакансии". К тому же в будущем люди всё чаще будут менять профессии в течение жизни, а новая схема обучения сокращает время на переподготовку. "Главное – иметь доступ к передовому опыту в правильной компании", – сделал вывод бизнесмен.