Инвестиции в Новый Казахстан: "КазМунайГаз" делает то, что "АрселлорМиттал" не захотел
Политолог и депутат мажилиса Никита Шаталов рассуждает о том, какие инвесторы нужны Новому Казахстану.Аргументы у компании довольно странные: глубокую модернизацию производства, которая нужна, чтобы снизить загрязнение воздуха на 30%, к 2025 году сделать "не успеют". Директор профильного департамента при этом грозит снижением производства на заводе. А следовательно, это удар по рабочим местам – не только на самом заводе, но, я предполагаю, на шахтах и в сервисных компаниях. Крупный промышленный объект всегда вокруг себя генерирует сеть более мелких предприятий.
Самое интересное, что де юре все стандарты, которые компания Миттала теперь отказывается соблюдать, были введены в 2021 году. С ними особо не спорили, не говорили о нереалистичности. То есть за прошедшее время ничего не сделали, видимо, из расчёта, что в будущем на это в очередной раз закроют глаза. При этом на металлургическом комбинате было несколько несчастных случаев со смертельным исходом.
Не поленитесь и посмотрите ещё раз фотографии Темиртау. Город буквально задыхается в отходах от производства.
Как по мне, так этот кейс – лучший способ продемонстрировать, что ни у кого теперь нет привилегированного положения. "АрселорМиттал" продолжает саботировать государственную политику. Мы прекрасно знаем, как они работают в Европе и даже в Украине, какая модернизация проведена там и как защищены права работников. С чего они взяли, что жизнь казахстанцев менее важна?
Но в целом я другого и не ждал. Компания, которая после тяжелейших кризисов вместо объявления поэтапного плана модернизации производств ищет нового PR-менеджера, по-другому действовать и не способна. И вразумить их, кажется, могут только тяжёлые санкции со стороны государства и полный аудит производственных мощностей, из которого будет ясно, что нас почти 30 лет банально эксплуатировали и кормили завтраками.
Мы обязательно обсудим с коллегами-депутатами меры реагирования на такую наглость. Как минимум эта проблема достойна коллективного депутатского запроса в Генеральную прокуратуру.
В наследство от СССР компании достался замкнутый цикл производства – добыча угля – обогащение – сталелитейный комбинат. При этом и топливо, и сталь идут на экспорт, обеспечивая валютную выручку.
Безусловно, требуемая модернизация этого производства – огромная стройка, через такое мы давно не проходили. Но подобные проекты позволяют генерировать и доходы, и большое количество рабочих мест. Что более интересно, мы уже видим похожие промышленные проекты в независимом Казахстане. Только они преимущественно сосредоточены вокруг ключевой отрасли – нефтегазовой. На предыдущем этапе были модернизированы НПЗ (но четвёртый до сих пор не построен, а это, кажется, уже необходимо).
Один из похожих проектов, про которые я узнал недавно, – это газосепарационный комплекс, который "КазМунайГаз" делает вместе с "Шевроном". Там внутри квазигосударственной компании выстраивается также свой цикл: газ с месторождения – сепарация – производство конечного продукта. В производство будет вложено 2,2 млрд долларов. Технически это позволяет построить обрабатывающую промышленность и экспортировать не только сырую нефть / природный газ, но и давать продукты с высокой добавленной стоимостью.
Очевидно, что ехать на наследии СССР мы не сможем. И инфраструктура, и производства, которые беспощадно эксплуатировались в предыдущие годы, устарели морально и физически. За это время изменились экологические стандарты, структура экономики стала сложнее. И вокруг нефтяной добычи необходимо строить кластеры обрабатывающей промышленности, проводить цифровизацию этих секторов своими силами. Тем более что и примеры подобных проектов, как мы видим, уже есть. А надеяться на старых инвесторов, которые ничего, кроме бед, не приносят, уже не приходится.