Чтобы налоговая система была справедливой, все должны быть в равных условиях. И к этому нужно принуждать
Активно обсуждается последнее заявление премьер-министра о компаниях – крупных и средних, которые активно использовали все возможности для оптимизации налогов. Министр финансов привёл очень интересные данные – сумма платежей между СНР и общеустановленным режимом выросла в два раза – с 5 до 10 трлн – за год. Речь может идти об одном триллионе неуплаченных налогов только в этой сфере.
Читайте также: "У нас есть список". Бектенов обратился к бизнесменам, которые зарабатывают миллиарды, а платят мизерные налоги
Понятно, что огульно обвинять предпринимателей в "схематозе" тоже нельзя: у тех, кому поступят предупреждения, будут две недели на то, чтобы доказать свою правоту.
На самом деле это то, с чего нужно было начинать налоговую реформу в целом. Ключевая претензия со стороны мажилиса заключается в том, что теневой сектор большой, и бюджет недополучает большие средства за счёт того, что кому-то "разрешено" производить оптимизации и извлекать дополнительную прибыль. На самом деле и мы, и общество, которое мы представляем, должны видеть пределы возможностей администрирования в вопросе пополнения бюджета. Это то самое пресловутое расширение налоговой базы – и ответ на жалобы ответственных предпринимателей, которые платят всё, что положено, и снижают свою конкурентоспособность в сравнении с "серыми" конкурентами.
Другая важная новость заключается в том, что в Налоговый кодекс будут заложены критерии, по которым можно будет пресекать дробление и принудительно "укрупнять" компании. Это не наша новация – та же Российская Федерация активно использует эти методы, причём они там автоматизированы: система видит взаиморасчёты между компаниями, кредитование без возврата долгов, общие клиентские базы и так далее.
Мы об этом также говорили на рабочих группах: чтобы налоговая система была справедливой, все должны находиться в равных условиях. И в том числе к этому нужно принуждать. Здесь у государства полная монополия, скажем так, на насилие. Но нельзя, чтобы сборы были "налогом на добросовестность".
Никто, думаю, не будет отрицать разбалансировку бюджета – трат больше, чем поступлений. Попытка правительства решить его в два-три шага тоже понятна – никто не хочет ломать устоявшуюся систему. Однако налоговая реформа назрела не только потому, что государству не хватает текущих поступлений – нужно выравнивать условия конкуренции, выставлять в экономике правильные стимулы, в том числе создавая определённые преимущества для растущих отраслей, улучшать и делать более предсказуемым инвестиционный климат. Именно об этом регулярно говорит президент.
Полагаться только на государство в развитии уже нельзя – эта модель себя изжила, и нам нужно новое предпринимательство, ориентированное на долгосрочное созидание, инновации, а не извлечение ренты – природной, административной или "кредитной". Сегодняшний сигнал — в том числе и об этом.