Повышение налогов добьёт бизнес
Предприниматель Максим Барышев рассказал о поправках, в случае принятия которых бизнес будет платить ещё больше налогов.Сейчас после трёх лет владения долей в бизнесе налог на доход учредители не платят. А при получении прибыли до трёх лет владения бизнеса ставка налога – 5%. ТОО с чистого дохода платит корпоративный подоходный налог (КПН) 20%, и лишь потом после налогообложения выплачивает дивиденды.
Если примут поправки, то полученные дивиденды будут облагаться 10%, то есть фактически налог составит 30%. А если компания – плательщик НДС, то и все 42%.
Поясню, почему необходимо оставить действующий порядок обложения подоходным налогом дивидендов.
"По данным Минфина РК, в 2020 году удержаны налоги только с 440 млрд тенге дивидендов. То есть 1,6 трлн тенге не обложены налогами, так как в налоговом законодательстве предусмотрено освобождение от налогообложения ряда дивидендов", – сообщил первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков.
Согласно этим данным, за весь 2020 год все предприниматели Казахстана заработали всего 2,04 трлн тенге (4,8 млрд долларов). Для сравнения: только одна компания Google заработала в 2020 году 40,3 млрд долларов.
В Казахстане всего 550 экспортёров несырьевых товаров и 16 000 – компаний-импортёров.
Из чего я делаю вывод, что экономика Казахстана имеет огромный потенциал роста и необходимо стимулировать к развитию отечественных производителей и бизнесменов.
А налоги в Казахстане, по мировым меркам, выше средних.
Дивиденды по своей природе относятся к пассивным доходам, поэтому в мировой практике дивиденды или облагаются у источника выплаты (аналогично нашему корпоративному подоходному налогу), либо имеют пониженную ставку, либо вообще освобождаются от налогов.
Отсутствие налога на дивиденды стимулирует бизнес страны развиваться.
Например, в Гонконге ставка налога на прибыль (аналог казахстанского КПН) – 16,5%. Больше никаких налогов на прибыль нет.
В Сингапуре платят лишь налог на доход, полученный на территории страны, – 17%.
Хочу обратить внимание на налогообложение развитых стран, но не в текущее время, когда экономика их на подъёме, а когда они были развивающимися, как наш Казахстан. Так вот, в таких странах, как правило, корпоративные подоходные налоги или были совсем низкими, до 10%, или отсутствовали вовсе. Пример – Объединённые Арабские Эмираты.
Если цель правительства – развитие бизнеса и открытие новых производств, то нельзя допустить повышения ставок налогов, тем более во время постпандемийного кризиса.
На встрече с бизнесменами 19 мая наш президент Касым-Жомарт Кемельевич Токаев сказал: "Поручаю правительству совместно с бизнес-сообществом разработать долгосрочную Концепцию налоговой политики. В документе должны быть раскрыты основные подходы к налогообложению в стране. Налоговая политика в основных её параметрах должна быть стабильна".
Читайте также:
- Рестораторы просят власти Казахстана не увеличивать налоговую нагрузку
- "Атамекен" выступает против отмены льгот по освобождению от налогообложения дивидендов
- Автовладельцам Караганды доначислили огромные суммы налогов