Только ужесточением мер в борьбе с вандализмом зло можно искоренить
Общественный деятель Людмила Гривенная об истоках вандализма и возможных путях избавления от социального зла.Вандализм представляет собой деструктивное поведение, характеризующееся разрушением историко-художественных, других культурных и материальных ценностей. В повседневной жизни вандализм выражается в разрушении памятников, порче зданий и сооружений, вырубке деревьев и насаждений в общественных местах, нанесении непристойных надписей на здания и отдельные предметы.
Вандализм имеет социально-экономические и политические причины, а также объясняется недостатком образования и воспитания отдельных личностей, порой психическими отклонениями, связанными с заболеваниями и пагубными зависимостями. Рост актов вандализма также связан с общим падением культуры и негативным влиянием интернет-ресурсов.
Вандализм не только наносит материальный ущерб, но и действует по принципу домино. Как порой об этом говорят, дурной пример заразителен. Рядом с одной надписью обязательно появляется другая. Восстановление причинённого ущерба, естественно, отвлекает значительные средства как государства, так и частных лиц. Эти деньги можно было бы направить на дальнейшее благоустройство и развитие социальной сферы. Таким образом, вандализм во многом сдерживает дальнейшее развитие общества.
Для борьбы с вандализмом, конечно же, нужно совершенствовать законодательство и ужесточать меры. Я считаю, что, кроме возмещения нанесённого материального ущерба, необходимо увеличивать сроки исправительных трудовых работ, чтобы дать почувствовать нарушителю, что значит труд других людей.
Нужно также понимать, что только ужесточением мер в борьбе с вандализмом это зло можно искоренить. Что удалось в Сингапуре, может не зайти у нас.
Что с этим ещё можно делать? Конечно, воспитывать детей в семье, детских садах, школах и вузах. Нужно не только об этом говорить, необходимо ещё и расширять трудовое воспитание. Так, например, в Японии школьники сами убирают классы и моют в них пол. Раньше так было и в наших школах. Проводили регулярно субботники, высадку тодеревьев, закрепляли школы за памятниками, которые они поддерживали. Это было системное воспитание бережного отношения к природе и историко-культурным достопримечательностям.
Вместе с воспитанием необходимо уделять большее внимание обустройству городов и сёл, прививать чувство прекрасного. Для этого специальные службы должны следить за своевременным вывозом мусора, благоустраивать дворы, высаживать деревья и кустарники, разбивать клумбы.
Но необходимо также для поддержания общественного порядка устанавливать как можно больше камер.
Одно из направлений профилактики вандализма – занятость молодёжи работой, учёбой, спортом, творчеством. Родителям также необходимо акцентировать внимание в беседах с детьми на недопустимости вандализма, показывать это собственным примером. Они должны быть в курсе того, с кем их ребёнок общается и как проводит свободное время. В сложных случаях важно работать с психологом и социальным педагогом.
Надеюсь, что комплексное решение данной проблемы благоприятно скажется на результатах работы и вандализм в Казахстане сойдёт на нет. Ведь каждому из нас приятно видеть вокруг себя чистоту, благоустроенные города и сёла, чувствовать уважение к нашей истории, запечатлённой в памятниках и мемориалах.
Самовыражение должно проявляться в собственных достижениях – учёбе, науке, творчестве, спорте. Я хочу пожелать всем проявлять себя в этом. Это доставит гораздо больше удовольствия и признания.