Почему власти Казахстана озаботились развитием туризма
Отрасль может вносить ощутимый вклад в бюджет. И власти Казахстана не могут оставаться к этому факту равнодушными.
Путешествия давно уже стали явлением гораздо большим, чем просто отдых. Известный британский социолог Джон Урри в работе "Взгляд туриста: отдых и путешествия в современных обществах" отмечает:
"Путешествия стали признаком статуса. Важнейшим элементом современной жизни стало убеждение, что путешествия и отпуска необходимы".
Одна только рыночная стихия не способна адаптировать страну к требованиям открытой внешнему миру туристской среды с жёсткой конкуренцией. В своё время в Казахстане это привело к значительному преобладанию выездного туризма над въездным. Уровень развития отрасли во многом определяется государственной политикой.
В ряде стран туризм рассматривается как фундаментальный инструмент развития, поскольку он активизирует многие виды экономической деятельности. Транспорт, гостинично-ресторанный бизнес, торговля, страхование – это ещё не весь перечень факторов, оказывающих влияние на состояние экономики и обозначающих основные области, где необходима рука власти.
Законодательство Казахстана о туристской деятельности основывается на Конституции и состоит из Гражданского кодекса РК, закона "О туристской деятельности в РК" и других нормативно-правовых актов. Упомянутый закон определяет принципы государственного регулирования туризма – цели, приоритетные направления и способы регулирования (ст. 9), компетенцию правительства и уполномоченных органов, в том числе местных исполнительных органов (ст. 10, 11, 12).
В прошлом году Казахстан принял Концепцию развития туристской отрасли РК на 2023–2029 годы. Её цель – сделать туризм приоритетным направлением экономического развития страны. В частности, увеличить занятость в этой сфере до 800 тысяч человек, а рост объёма валовой добавленной стоимости в отрасли – до 6 трлн тенге. Всё это требует существенного улучшения организации и деятельности компетентных органов власти.
Президент Касым-Жомарт Токаев осуществляет особые функции в сфере госуправления туризмом. Например, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие уполномоченных органов. Глава государства устанавливает основные направления внутренней и внешней политики страны, следовательно, и направления в социально-культурной и экономической сферах, в том числе в сфере туризма.
Читайте также: Токаев о развитии туризма в Казахстане: По сути, у нас отсутствуют условия для ведения этого бизнеса
13 июня под председательством Касым-Жомарта Токаева в Астане прошло представительное совещание по развитию туризма с участием премьера, руководителя АП, генпрокурора, председателя КНБ, членов правительства, акимов городов республиканского значения и областей, руководителей нацкомпаний и бизнесменов.
Анализ выступления президента, в частности, показывает, что туризм должен восприниматься и развиваться в комплексе. К сожалению, пока для него характерна разобщённость, а это затрудняет обеспечение единства составляющих туристской политики. Хотя туризм должен поддерживать экономическое развитие как регионов, так и экономики всей страны. В этом его сила.
Стране нужна эффективная система туристического менеджмента, ставящая во главу своей деятельности человеческий капитал, интересы местных и зарубежных туристов, рост благосостояния граждан как цель Справедливого Казахстана, который строит власть. Тогда будет и прибыль, и минимум рисков по обеспечению качественного отдыха в интересах казахстанцев. Судя по всему, власть не может стоять в стороне от этого.
Основные тезисы из выступления президента Казахстана на совещании по развитию туризма:
"Доля туризма в мировом валовом продукте превысила 9%. Около 10% рабочих мест в мире обеспечивает туризм. Каждое четвёртое новое рабочее место открывается в этой отрасли. 30% мирового экспорта, 7% инвестиций и 5% налоговых поступлений приходятся на сферу туристических услуг. У Казахстана есть всё необходимое для развития всех видов туризма: от экологического до делового".
"Туризм как важная отрасль экономики пока не является эффективной, в чём большое упущение правительства и акиматов. За последние четыре года доля туризма в структуре экономики снизилась с 3,7 до 3,2%. Это почти в три раза ниже, чем в среднем в мире. Более того, по данному показателю мы уступаем соседним странам со схожими климатом и культурой. Очевидно, что для качественного рывка в развитии туристической отрасли требуются безотлагательные системные меры".
"По оценкам Всемирного экономического форума, по уровню развития деловой среды в сфере туризма наша страна занимает 70-е место из 119 стран. По сути, у нас отсутствуют условия для ведения бизнеса в данной отрасли. Как следствие, несмотря на рост туристического потока, количество мест размещения в курортных зонах не только не увеличивается, но даже снижается. В результате бюджет теряет стабильные налоговые поступления, а регионы – рабочие места".
"В числе 17 прорывных инвестиционных проектов оказалось только два крупных проекта в сфере туризма, которые при этом требуют значительных бюджетных вливаний. По всей видимости, правительство недостаточно эффективно работает с инвесторами, готовыми реализовывать проекты за счёт собственных средств. А им нужна только инфраструктурная поддержка. Необходимо создавать прозрачные и стабильные условия для привлечения инвесторов в туристическую отрасль".
"Качество железнодорожных перевозок в стране не выдерживает никакой критики. Большая часть вагонов изношена, а в некоторых даже нет кондиционеров. Правительству необходимо в ближайшие пять лет обновить парк вагонов. Качество наших автомобильных дорог также оставляет желать лучшего. Очень трудно добраться до отдалённых зон отдыха на машине. Необходимо обеспечить беспрепятственный доступ людей по всем направлениям".
"Почти 90% иностранных туристов прибывают в Казахстан из соседних стран СНГ. Из дальнего зарубежья туристов пока мало. При этом международные исследования показывают, что более 70% путешественников предпочитают посещать места отдыха в пределах четырёх часов полета. То есть Казахстан может быть весьма привлекателен для туристов из Китая, Индии, стран Восточной Азии, Ближнего Востока".
"В течение пяти лет мы можем удвоить и даже утроить количество туристов. Надо развивать воздушный транспорт. В первую очередь нужно расширить присутствие лоукостеров на популярных авиамаршрутах. Сейчас их доля в структуре пассажирских авиаперевозок Казахстана составляет всего 21%. Для сравнения, в Грузии и Азербайджане данный показатель составляет 56 и 37% соответственно".
"На турбазах не хватает энергомощностей, вследствие чего отдыхающие нередко сидят без света. В результате таких перебоев люди подвергаются опасности, возникают риски пожаров, выходят из строя бытовые приборы. Предприниматели терпят крупные убытки из-за поломок оборудования и порчи продуктов питания. Правительству совместно с акиматами следует провести ревизию обеспеченности инженерной инфраструктурой курортных зон. При этом надо учесть перспективы их расширения и необходимость бесперебойного снабжения в пик туристического сезона".
"Нужно продвигать позитивную информацию о стране, в полной мере использовать для развития туризма крупные международные мероприятия, проходящие в Казахстане. Необходимо тесно сотрудничать с крупнейшими международными медиакомпаниями. Поручаю МИД проработать данный вопрос".
Опубликовано на странице эксперта в Facebook.