"Оңай": коллапс или удобство?
Итак, часы пробили полночь, валидаторы превратились в тыкву, и по идее с этого понедельника, 11 января, в общественном транспорте Алматы можно будет расплатиться за проезд только картами "Оңай", но никак не наличными. Мальчика-онайчика (так прозвали в интернете талисман системы по имени Оңай Бала) долго тянули за "бубенчики": откровенно неподготовленную систему запустили как бы в тестовом режиме 1 октября, на 1 января было назначено её полномасштабное внедрение, но потом и этот срок был отодвинут на десяток дней.
О системе "Оңай" я писал уже дважды – накануне запуска и по итогам первых недель работы. После выхода второго "Мнения" у меня даже состоялся занятный телефонный разговор с руководством "Транспортного холдинга Алматы". И вот что приятно: обещали заняться исправлением выявленных недочётов и усовершенствованием работы и, как ни странно, выполнили обещание.
Как и предыдущие тексты, нынешний написан в формате "Испытано на себе", а главный итог последних перед днём Х тестов, проведённых в минувшие выходные: за без малого три месяца "тестового режима" "Оңай" доведена до состояния комфортного использования, и сейчас от горожан в первую очередь зависит то, чтобы эта система оставалась удобной.
Итак, что изменено или внедрено за прошедшее время:
- появилось больше терминалов оплаты, через которые можно, в том числе, пополнить карту "Оңай", принимающих не только купюры, но и монеты – особенно на остановках;
- в тех же самых терминалах оплаты больше не нужно вводить все 19 цифр номера своей карты – процесс автоматизирован и секвестирован до нескольких последних цифр;
- сразу несколько банков обеспечили возможность пополнения карты "Оңай" через интернет с помощью платёжных карточек;
- в метрополитене также появились считыватели "Оңай" – не на всех турникетах (как правило, только на широких, багажных), но зато на всех станциях;
- главный из апгрейдов: наконец-то можно проверить остаток на карте "Оңай" непосредственно в автобусе или троллейбусе.
Сейчас каждая единица общественного транспорта оборудована двумя терминалами оплаты: как минимум, один из них снабжён функционалом для получения информации по вашей карте. Для этого необходимо нажать нижнюю из кнопок и по просьбе "Поднесите карту к считывателю" проделать соответствующее действие, выбрав язык получения данных. На экране высветится номер карты, остаток на ней и… срок годности. Да, да, он по-прежнему существует, хотя руководство "Транспортного холдинга" уверяло в обратном. И вопрос "Это всё-таки ошибка или раз в три года горожанам придётся обновлять карты "Оңай"?" пока остаётся открытым.
С другой стороны, если будет реализована обещанная идея по установке аппаратов, принимающих ненужные карты и возвращающих залоговую сумму (напомню, на данный момент она составляет 320 тенге) и остаток на счёте, то вопрос срока годности отпадёт сам собой.
Из того, что ещё можно было бы внедрить, первое и наиболее важное – расклеить в автобусах памятки с номерами телефонов, по которым можно сообщать:
а) о выведении терминалов оплаты из строя;
б) о требовании водителей оплачивать проезд наличными.
И главное – сделать так, чтобы эти телефоны были доступны не только в рабочие дни с 9.00 до 6.00. Ни в одном из автобусов или троллейбусов я намедни подобных объявлений не видел, а размещённый на валидаторах телефонный номер 244-92-00, по которому раньше можно было оставить жалобу, в выходные не отвечал.
Второе предложение, возможно, излишество, и тем не менее оно может сделать "Оңай" ещё удобнее. Позаимствовал я его в транспортной системе Кракова: установить внутри автобусов и троллейбусов терминалы пополнения карт – всё равно места валидаторов освободятся. Случаи ведь бывают разные: бежит человек на работу, а, как назло, пополнить карту негде; или банально забыл, что денег на карте больше нет.
Впрочем, забывчивость не единственная проблема алматинцев при эксплуатации "Оңай". Хотя, уверен, многие как раз сегодня вспомнят, что карточки они за эти три месяца так и не купили. По данным "Транспортного холдинга" на 23 декабря, было реализовано и распространено 473 826 карт "Оңай". Не берусь однозначно судить, много это или мало в масштабах более чем полуторамиллионного мегаполиса, но факт: вчера, в воскресенье, только у половины пассажиров маршрутов, которыми пользовался автор этих строк, были на руках карты "Оңай". Примерно у трети из них не получалось оплатить проезд с первого раза.
Самые распространённые ошибки (к счастью, со снятием защитного слоя все разобрались):
- естественная, практически рефлекторная – так как "Приложите карту" написано на экране, то и прикладывают её туда, а не к соответствующему значку ниже, после чего терминал издаёт неприятный звук и загорается красным;
- непроизвольное, а иногда намеренное прикладывание двух и более карт одновременно – распространено, если едет компания из нескольких человек, и один из них отправляется оплачивать проезд;
- карта "Оңай" не всегда считывается, если приложить её к терминалу лицевой стороной, поэтому лучше это делать той стороной, на которую нанесены штрих-код и номер.
Что же касается "забывчивых" горожан, то, конечно, вряд ли все они сегодня-завтра разом побегут покупать карты "Оңай". Уверен, многие, как и накануне, будут просто отдавать на входе деньги водителям – увы, в нашем обществе неискоренимы отсутствие сознательности и желания следовать правилам. Простите за пафос, но если сами пассажиры не проявят инициативу хотя бы в исполнении такой простой двухходовки, как "Оплатить картой – не давать деньги водителю", то ничего в алматинском общественном транспорте не изменится. Нужно сообщать, если водители берут деньги с пассажиров (а также курят и говорят по телефону, что стало нормой), или если терминалы "Оңай" не работают. Нужно звонить в полицию, если возникают такие случаи – а они, к сожалению, будут возникать, особенно в первые недели, будьте уверены. Победить можно только борясь.