С вступлением Казахстана в ВТО пошлины на авто заменят на регистрационный сбор.

Исходя из договорённостей, введённые в рамках ЕАЭС заградительные пошлины, нацеленные на защиту евразийского рынка, будут отменены, и с 30% пошлина снизится на первом этапе до 15-20%, а к 2020 году опустится до уровня 10-15%. Таким образом, привозить частному лицу новые автомобили станет выгодно, чего уже не скажешь о старых машинах. Более того, из специфических мер по защите единого таможенного союза и поддержки правил ЕТТ (единого таможенного тарифа), решение о введении упомянутого регистрационного сбора, превращается в своеобразный экологический барьер, закрывающий въезд в страну автомобилям старше трёх лет. Если этого не сделать, то нас захлестнёт волна из старых авто.

Казахстанцы недолюбливают общественный транспорт и готовы ездить даже на очень старых автомобилях. Из 4,7 миллиона легковых транспортных средств, зарегистрированных в стране, почти 60%, имеют возраст 20 и более лет.

Ещё в начале 2014 года ситуация была иной: происходила естественная смена поколений и появлялось все больше и больше новых авто. Этому способствовали и заградительные пошлины, вступившие в силу после интеграции страны в ЕАЭС, против которых, кстати, никто сильно не возражал, плюс растущее благосостояние граждан.

Для справки. С 1 января 2016 года на все автомашины таможенная пошлина снижается до 19%, но появляется сбор за первичную регистрацию автомобилей. Для тех, что старше трёх лет, - 990 тысяч тенге. За те, которые младше этого возраста, - будет взиматься 99 тысяч тенге. За совсем новые машины и вовсе - 500 тенге.

Экономическая ситуация изменилась, и многие ждали, что вместе с вхождением страны в ВТО и падением таможенных пошлин смогут вернуться к привычным уже "пятилеткам". По представлениям соотечественников, это ещё вполне хороший автомобиль, только что снятый с гарантии, но при этом стоящий уже много дешевле нового. Удивительно, что никто не смотрел на ситуацию в России, после вступления в ВТО. Там в ответ на низкие пошлины был введен "мусорный" сбор, который обеспечивал преимущества для авто, собранных внутри страны.

Предлагаю отбросить вопросы экологии, вопросы таможенных сборов и прочую "беллетристику", а остановиться на главном - на безопасности. Старые автомобили обслуживаются, как правило, самостоятельно или на неприспособленных, не сертифицированных СТО. Запчасти в большей степени используются уже бывшие в употреблении, а если даже и новые, то копии, а не оригиналы.

Качество работ по ремонту и вообще невозможно спрогнозировать, таким образом транспортное средство становится источником не поддающейся оценке угрозы не только для самого владельца, но и для окружающих.

Отказывают тормоза, системы управления, ABS, прочие узлы и агрегаты. Всё это, к сожалению, не учитывается гражданами, да и как это определить, если иметь в виду, что у нас нет статистики по причинам ДТП. В Европе после пяти лет автомобиль сильно теряет в цене, потому что тарифы на страховку такого агрегата начинают зашкаливать, как и стоимость его содержания. Вы не сможете получить страховые выплаты, если вовремя не поменяли резину, тем более если вы поставили шины, бывшие в употреблении свыше положенного срока эксплуатации. То же касается запчастей. Так что отдать "почти новый автомобиль" и пойти в автосалон за другим гораздо дешевле, чем кататься на рухляди. И не дай бог вам столкнуться с системой утилизации. В некоторых странах проще отдать такую машину кому-нибудь даром. Если найдётся кому.

При этом не секрет, что все страны мира используют защитные меры, в поддержку внутреннего производителя, даже если производитель этот стоит в самом конце производственной линейки. Выпуск собственного авто – это дело не одного года, и даже не одного десятилетия. В то же время в условиях глобализации и сближения рынков ни один мировой производитель не может позволить себе сосредоточить производство только на внутреннем рынке. К примеру, Швеция пошла на протекционистские меры, дополнительно обложив налогами зарубежных автопроизводителей, хотя на тот момент собственного авто в полном понимании этого слова в стране не было. При этом получившийся в итоге Volvo оказался одним из самых дорогих авто в мире. В 1972 году Таиланд начинал так же, как и Казахстан. Там собирались Citroen, Peugeot, Volkswagen, и только в 21 веке страна пришла к мысли собирать собственное авто.

Мы идём быстрее. Автопром уже вышел на второй уровень производства – мелкоузловую сборку. В то же время мировые автомобильные бренды поэтапно расширяют полномочия сборщиков. Растёт компетенция и, судя по всему, настолько быстро, что отрасль позволяет себе осторожно говорить о создании отечественной марки автомобиля.

Есть ещё один нюанс. Государство тем или иным способом вложило в автопром огромные деньги. Миллиарды, если не триллионы тенге. Для поддержки отрасли существуют также программы льготного кредитования, которые тоже обходятся не дёшево. Так вот, у нас в стране достаточно заводов, которые просто стоят. Говорят, на каждый 1 тенге, вложенный государством в работающее производство, приходится 2,5 тенге, вложенных в неработающее или остановившееся. А так не хочется видеть пустые цеха и разбитые надежды. Если уж пошли в эту сторону, вопреки здравому смыслу, да и ещё хоть что-то получается, с этим-то уж, наверное, стоит идти до конца. И поддерживать. Всем.