На фоне псевдоэкономических споров диванных экспертов и министра национальной экономики Казахстана о вреде или пользе понижения порога НДС для индивидуальных предпринимателей незамеченными прошли другие поправки в налоговое законодательство страны. Представленный в Мажилисе документ предусматривает поэтапное повышение налогов на алкогольные и табачные изделия. При этом никто не может сказать, насколько подорожают продукты особой необходимости и почему так спешат с повышением.

Конечно, сигареты и алкоголь сложно отнести в Казахстане к продуктам первой необходимости, но ощутимый удар по бюджету испытает практически каждая вторая семья, ведь, по статистике, каждый третий взрослый человек в стране курит и каждый четвёртый употребляет алкоголь достаточно регулярно. Впрочем, понижение порога по НДС, повышение акцизов и прочие изъятия из кармана граждан были предсказуемыми ответами Правительства на изменение экономической конъюнктуры. Это было очевидно с 2008 года, со времён первого кризиса ликвидности и падения цен на энергоносители. Казну нужно пополнять, и для этого все средства хороши.

Акциз на алкогольную продукцию до 2019 года составит 2,5 тысячи тенге за литр, а сигареты подорожают уже сегодня. Минимальная цена пачки поднялась с 270 до 300 тенге, и пока предела этому не видно. В случае с алкоголем Миннацэкономики назвал и одну из формальных причин повышения налогов: на такие решительные меры пошли в связи с тем, что соотечественникам стало выгоднее покупать белорусские и российские алкогольные товары, и казахстанские все сильнее им уступают. Хотя как общее повышение акцизов может усилить конкурентоспособность отечественной продукции, сложно сказать. По табаку всё ясно. Это неиссякаемый источник для бюджета, и главное – для повышения акциза даже оправдания не нужно искать. Продукт считается вредным, потребители – "недочеловеками", и чем выше цена, тем лучше.

При этом никто не считает реальных угроз от повышения налогов. Первая – это переход потребителей в более дешёвые сегменты, которые наносят здоровью более ощутимый вред. Растёт потребление суррогатов, чаще всего опасных для здоровья. Ну и, конечно, контрабанда. Тут и государство теряет, и локальный производитель в минусе. Так, сигареты, ввозимые из или через страны ЕАЭС нелегально, стоят в среднем вдвое дороже. Один процент рынка, удовлетворяемый через криминал, по оценке специалистов, обходится государству в 4 миллиарда тенге потерянных налогов и сборов. Если согласиться также, что рынок нелегальной продукции вырос до 7%, то потери государства уже можно оценить в 28 миллиардов тенге – куда больше, чем хотят выручить от снижения порога по НДС для ИП.

Но все эти потери меркнут перед последствиями. Такой импорт поддерживает криминальные структуры и даже террористические ячейки, контролирующие нелегальные потоки алкоголя и табака. Так, в Турции рынок давно поделён между несколькими крупными криминальными группами. В Италии и Франции подпольный сигаретный рынок импорта из восточной Европы контролируется нелегалами и приносит сумасшедшие прибыли, оцениваемые в миллиарды евро. Высокая цена не гарантирует отказ от потребления вредных продуктов, а лишь позволяет паразитировать на контрабанде самым опасным слоям общества.

Но и это ещё не все. Создание товарного врага – это часть глобального плана по расширению подакцизной продукции во всём мире. В ближайшее время в список опасных продуктов, которые обложат акцизами, могут попасть доселе любимые населением газировка, чипсы, электронные сигареты, сахар, соль, ну и, конечно, пальмовое масло. Есть и обоснование: "ВОЗ рассматривает эти товары как опасные для здоровья". Есть шанс, что введут акциз на минеральную воду, в некоторых странах он уже есть.

Вопрос времени и потребности в деньгах. Как уже говорилось выше, в кризис 2008 года стало понятно, что человек станет чуть ли не единственным источником доходов государства, и увеличение прямого и косвенного налогового обложения – вопрос времени. Более того, облагать народ косвенными налогами для государства естественно. Огромная часть экономики находится в ненаблюдаемом секторе, и изымать доходы государству из него именно таким способом легче. Очевидно, что вместе с увеличением косвенного налогообложения увеличатся налоги на бизнес, которые в конечном итоге также будет платить потребитель.

В общем, это проще, чем расширять налогооблагаемую базу. Впереди сложные времена и страна снова стоит перед выбором: продолжать строить государственный капитализм с социальным налётом, бессмысленный и беспощадный, или вернуться к идее шоковой терапии. Государство должно помнить кривую Лофера, в которой отражена зависимость величины и собираемости налогов, она конечно не аксиома, но ещё никогда в истории человечество повышение налогов не приводило к благу. Идеальная модель та, в которой проще и дешевле платить, чем уклоняться. Увеличение налогов ведёт к усложнению администрирования, а значит, к удорожанию самого процесса, что неминуемо приведёт к сворачиванию деловой активности, которая в Казахстане и так слишком низка. От того, будем ли мы экспериментировать или все же начнём менять парадигму развития добровольно, зависит будущее страны.