Казахстан подошел к Рубикону. В нашем случае это место на временной ленте, когда благополучное прошлое встречается с тревожным настоящим и мало прогнозируемым будущим. Времена, когда каждый из нас мог, не обращая внимания на цену, покупать машины, бытовую технику, квартиры за наличные или в кредит, прошли. Нефть, дорогая, даже, можно сказать, очень дорогая – наш главный товар, позволявший быть беспечными – упала в цене. Почти в пять раз от своего максимума. Лопнули все возможные "пузыри". Недвижимость, чрезмерно высокие зарплаты белых воротничков. Рестораны, аренда, предметы роскоши. По разным оценкам, налоговые поступления сократились вполовину. ВВП, несмотря на ожидаемый рост в 2-3% в тенге, будет на уровне 2004 года. Это явное падение, которое придётся признать.

Параллельно с рецессией будут идти процессы, связанные с присоединением Казахстана к ВТО. Будут понижаться таможенные пошлины, которые являлись серьёзным подспорьем казахстанскому бюджету. Даже несмотря на то, что поступления по данной статье значительно сократились после вхождения Казахстана в ЕАЭС. Четырнадцатипроцентная доля уже совсем не та, что была в начале. Одной из причин является вывод из-под таможенного регулирования некоторых пошлин и сборов. В частности, после вхождения России во Всемирную торговую организацию и появления обязательств по снижению таможенных пошлин при ввозе автомобилей в РФ были введены так называемые мусорные сборы, которые оплачиваются импортёром при ввозе техники или производителем после продажи. Таким образом, из таможенного котла вынули более миллиарда долларов, потери же Казахстана составляют только по этой статье около двухсот миллионов.

После Нового года Казахстан потеряет преимущества, которые дают ему штрафные пошлины на ввоз автомобилей. Исходя из договорённостей, достигнутых в рамках ЕАЭС и нацеленных на защиту евразийского рынка, они упадут с 30% до 15-20% на первом этапе, а к 2020 году опустятся до уровня 10-15%. Все усилия, прилагаемые Казахстаном и направленные на развитие отечественного автопрома, окажутся бессмысленными.

Распространённое мнение, что введённая Министерством по инвестициям и развитию страны система регистрации ввозимых в Казахстан автомобилей поможет, – ошибочно. Да, для машин старше трёх лет это может оказаться преградой. Постановка на учёт будет обходиться в 990 тысяч тенге, но в связи с последними событиями, эта ставка уже не кажется такой большой – всего-то три тысячи долларов. Для желающих купить подержанную машину класса "люкс" это не вопрос. Тем более что с упавшими таможенными пошлинами разницу и не заметят. Что касается авто младше трёх лет и новых, то тут совсем цифры смешные. Полторы сотни долларов за новую и триста за слегка подержанную.

При таком раскладе из России в Казахстан хлынет поток дешёвых новых и подержанных автомобилей. Мало того что мы не получим денег от растаможки, так ещё и превратимся в автосвалку. За утилизацию в России деньги уже сняли. Машина отбегала гарантийный срок – и от неё можно избавляться. Не удивлюсь, что если Казахстан не предпримет адекватных защитных мер, то наши партнёры по ЕАЭС примут какие-нибудь поправки в закон, что увеличит нагрузку на автовладельцев, срок службы автомобилей у которых старше трёх лет.

Любовь к автохламу в Казахстане неистребима. По некоторым данным, из 4,7 миллиона легковых транспортных средств, зарегистрированных в стране, почти 60% имеют возраст 20 и более лет. Судя по всему, всех это устраивает. Почти три миллиона автомобилей уже должны были отправиться на свалку, но, похоже, где-то по дороге затерялись. Страшно представить, во что превратится страна, если это произойдёт. И так Казахстан похож на помойку, заваленную горами мусора, пластиковых пакетов и бутылок, старой мебелью и техникой. Пока это все закапывается в землю, отравляя нашу воду и воздух, при этом уничтожаются и большие экономические возможности. Ведь стоимость конечного продукта, например, из переработанного металла, чуть ли не в разы ниже, чем такого же, но произведённого из руды.

А о безопасности уже давно забыли вообще. Убитые авто – постоянные герои хроники происшествий. Большая часть работающих "бомбил" использует автомобили старше пятнадцати лет. В итоге мало того что подвергается опасности пассажир, но и катастрофически ухудшается экологическая ситуация. Двигатель изношен, иногда настолько, что капремонт не помогает. Выбросы в атмосферу ужасающие, особенно при нашем низкокачественном бензине.

Возвращаясь к отечественному автопрому. Пропадут ли втуне потраченные на его развитие деньги? Да, если ничего не предпринять, то средства эти пойдут псу под хвост. Этого нельзя допустить. Необходим тотальный запрет на частный извоз и возврат к лицензированию данной деятельности. Это не противоречит свободному рынку: те же Великобритания или США очень жёстко контролируют рынок такси. Если человек хочет заниматься подобным бизнесом, машина должна быть произведённой в Казахстане, новой, отвечать стандартам безопасности. Кстати, годность водителя тоже должна проверяться.

Параллельно нужно вводить симметричный с Россией "мусорный сбор", который воспрепятствует перетоку авто из стран – партнёров по ЕАЭС. Ведь кроме РФ у нас под боком Кыргызстан, который готов в любую минуту завалить страну дешёвыми авто, купленными загодя, и Армения.

Деньги же, полученные от дополнительных пошлин, можно частично направить на выкуп старых авто у населения. Согласно имеющимся данным, около 50 тысяч автомобилей в год продаётся по цене ниже тысячи долларов. Изъятие этих, с позволения сказать, транспортных средств – настоящее благо. Параллельно с программой льготного кредитования, запущенной Правительством РК, это позволит пересадить на новые авто тысячи граждан.

Сейчас казахстанские производители готовы предоставить широкий выбор автомобилей по очень доступным ценам, и предложение только растёт. На оставшуюся часть от собранного "мусорного сбора" можно построить сеть утилизационных площадок.

Всё это крайне сложные задачи, но их необходимо решать. Нужно быть смелыми, защищая интересы страны от врагов, но ещё более отважными, отстаивая их перед друзьями и партнёрами.