Димаш Кудайбергенов попал в "Нур Отан". И в бочку всенародного обожания молодого таланта тут же воткнули ложку общественного негодования. По крайней мере, так выглядит реакция социальных сетей на внезапное членство популярного исполнителя.

Понять людей, которые реагируют подобным образом, несложно. Сложно предугадать, как именно будут использовать талантливого человека в организации, которой он понадобился только потому, что стал популярен. А вряд ли молодой голосистый парень всерьёз интересует кого-нибудь из государственных функционеров как перспективный политический деятель. И меня это действительно беспокоит, поскольку есть обойдённый массовым вниманием пример того, как легко можно запачкать свою достойную репутацию, ввязавшись в дешёвую пропагандистскую акцию, пусть даже и из благих намерений.

Я никогда не скрывал, что пристрастен в вопросах борьбы с табакокурением в Казахстане. Пристрастен, да, но вместе с тем максимально объективен при освещении деталей этой борьбы. А ещё я не меньше прочих радуюсь достижениям выдающегося альпиниста Максута Жумаева и, как многие другие, переживал за несправедливо обойдённого золотом Олимпиады боксёра Василия Левита. Вероятно, те же чувства испытывала и лидер коалиции "За Казахстан, свободный от табачного дыма" Джамиля Садыкова, да так сильно, что в результате использовала обоих спортсменов в раскрутке своего проекта Noshisha, повествующего о вреде кальянов. Посмотрите.





Но что-то пошло не так: Noshisha недораскрутилась. Возможно, потому, что узнаваемых лиц недостаточно для привлечения массового внимания к проекту, который выглядит так, будто он слеплен за 2 часа на чьей-то гладкой коленке. Недостаточно Жумаеву убегать от ростовой куклы кальяна в горы, как отцу Фёдору – от Остапа Бендера, недостаточно Левиту избивать эту же куклу на ринге… Мне кажется, здесь явно недостаёт таких важных составляющих успеха видеоролика как сценарист, режиссёр, оператор и ещё кто-нибудь, отвечающий за наличие здравого смысла. Ну или, на худой конец, зрителя, готового без проблем вкушать невнятную агитподелку, которую ему преподносят под видом эффективной популяризации ЗОЖ в расчёте на полное отсутствие у зрителя вкуса или опыта потребления качественного контента.

Тут мне могут возразить, что это дело обычное: кому-то не нравится, а кому-то в самый раз – драки, погони, остальной экшн. Но в данном случае ситуацию идеально проясняет статистика: 734 просмотра с 29 октября 2016 года у Левита, 444 просмотра с 27 октября у Жумаева и целых 5 подписчиков у всего канала Noshisha вообще с момента его появления.

Ещё могут сказать, что придираться глупо: проект, судя по всему, малобюджетный, и не стоит ждать чудес там, куда явно вложены очень небольшие средства. Допускаю, что так и есть, но допускаю также, что денег на это потрачено мало не потому, что их не было, а по каким-то другим причинам.

А думаю я так ввиду того, что:

  1. Согласно пресс-релизу проекта Noshisha, "информационная кампания профинансирована акиматом г. Алматы (3 млн тенге) через конкурс Алматинского центра здорового образа жизни".
  2. Согласно официальному ответу Минздрава РК на запрос одного из СМИ о распределении бюджетных средств на борьбу с табакокурением, в 2016 году "было реализовано 115 социальных проектов на общую сумму свыше 185 миллионов тенге, в том числе по профилактике табакокурения".

Хотя и не мне, может быть, судить, много это или мало, особенно в наше кризисное время.

Но опять же, совсем не об этом речь. Просто у нас в целях антитабачной агитации капитан национальной сборной по альпинизму и общепризнанный (несмотря на спорное решение судей) олимпийский чемпион выставляются недалёкими клоунами – вот что смущает, тревожит и даже злит. И благо, если рассуждать с такой точки зрения, что проморолики проекта Noshisha получили столь малый отклик. Спасибо за это всем, кто так неумело приложил руку к их продвижению.

Так вот, о Кудайбергенове. Я уверен, Жумаев с Левитом были убеждены, что, участвуя в этой потешной затее, они принесут невообразимую пользу нации, её здоровью и развитию, а в результате чуть не принесли в жертву собственный имидж. Вместе с тем я понимаю, что в эпоху дефицита электорального интереса партиям важен каждый голос, а уж такой, как у Димаша, – тем более. Но будет очень жаль, если великолепного сольного исполнителя в результате тоже используют как попало. Например, в хоре.