Казахстанская система распределения грантов требует усовершенствования
Эксперт НПП "Атамекен" Азамат Бейсенбенов о роли карьерных советников и более справедливом распределении грантов в стране.
Казахстанская система распределения грантов требует усовершенствования. Наряду с баллами ЕНТ следует учитывать мотивированность абитуриентов обучаться по выбранной специальности, их школьные достижения в соответствующих областях. Например, топовые университеты планеты акцентируют внимание на личных достижениях, портфолио и мотивационных письмах.
Внедрение такого подхода в РК позволит более объективно оценить потенциал каждого абитуриента и обеспечить справедливое распределение грантов.
Абитуриентам важно рассматривать не только популярные, но и перспективные направления, где существует реальная потребность в кадрах. Я бы посоветовал им внимательно изучать информацию о востребованных профессиях и образовательных программах, участвовать в профориентационных мероприятиях и консультациях с карьерными советниками. Такой осознанный подход поможет избежать разочарований и обеспечить успешное поступление и дальнейшую карьеру.
Пока же ситуация с трудоустройством выпускников популярных специальностей в Казахстане остаётся сложной, поскольку рынок труда по некоторым специальностям перенасыщен, по другим, напротив, испытывает острый дефицит.
Для согласования спроса с предложением необходимо регулярно обновлять данные о востребованных профессиях и адаптировать образовательные программы. Важно также развивать систему стажировок и практик, чтобы студенты могли получать реальный опыт.
Задача каждого отраслевого министерства и субъектов бизнеса – вести работу среди школьников по популяризации востребованных профессий, созданию комфортных условий труда, повышению заработной платы.
Для того чтобы абитуриенты лучше ориентировались, выбирая будущую профессию, существуют разные механизмы – те же комплексные профориентационные мероприятия, которые необходимо проводить уже в начальных классах.
Неплохо внедрить в стране систематическое консультирование школьников разного возраста с участием карьерных советников (профориентаторов), проводить информационные сессии с представителями различных профессий, где бы молодым людям давали данные о самых востребованных профессиях, образовательных программах и перспективах трудоустройства.
Наконец, учебные заведения должны играть ключевую роль в консультировании абитуриентов. Они должны активнее направлять учащихся в вопросах выбора профессии и предоставлять достоверную информацию о рынке труда. Регулярные информационные сессии и консультации также помогут улучшить взаимодействие.