Как обстоят дела с приоритетами в казахстанской школе? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним две образовательные системы: американскую и казахстанскую.

Первое, что шокирует родителей-иммигрантов в Америке – факт функционирования отдельных ступеней школ как самостоятельных единиц. То есть, если в Казахстане дети с 1 по 11 класс обучаются вместе, в одном здании, то в Соединённых Штатах начальная, средняя, старшая школы находятся в разных зданиях, с автономным управлением. Американцы полагают, что гораздо безопаснее держать детей разных возрастных групп раздельно друг от друга. Согласитесь, это имеет определённый смысл в заботе о личности, безопасности и развитии учащегося.

Кроме того, у американских школьников есть одноклассники в привычном для нас смысле только в начальной школе. В средней и старшей школах на разных уроках формируются разные коллективы. Это объясняется индивидуальным подходом к образовательным запросам ребенка. Предположим, ваш ребенок силен в математике, но ему до смерти скучно на биологии. Логично, что не стоит нагружать его большим количеством часов биологии, если гораздо эффективнее для него углубиться в алгебру и геометрию.

Как происходит процесс составления расписания – целая наука и откровение для меня, как бывшего завуча. В течение года каждого ученика мониторят на предмет его слабых и сильных сторон в каждом предмете. В конце года детям предлагается на выбор несколько направлений, по которым он бы желал развиваться в следующем году. Составляется примерный список предметов, над которым предлагается подумать в течение лета. За неделю-две до начала учебного года ребенок приходит к советнику школы и консультируется, какие предметы отвечают его запросам. Часть учебного плана – обязательна для всех. Это то, что называется 4х4 – английский, математика, наука (биология, химия, физика), социальные науки (история, география, государство и право, экономика). Это значит, что именно эти предметы в обязательном порядке должны изучаться, как минимум, 4 года, но объем материала корректируется с учетом запроса каждого отдельного учащегося.

Любимое слово казахстанских чиновников МОН РК – инклюзивность, о которой нам годами повествуют с высоких трибун, и которая существует только в красивых слайдах для отчетов. Реалии казахстанских школ таковы, что ни педагогический персонал, ни ученики не готовы принять ребенка с особенностями развития. Если это ребенок на коляске, то он попросту не попадет в здание. Если это ребенок-аутист, то учителя просто не будут знать, что с ним делать. И тем более поразительно, как много детей-колясочников в американских школах обучается наравне с обычными ребятами. Они себя чувствуют довольно комфортно, поскольку никому в голову не придет высмеять их или ограничить в доступе к образовательным ресурсам.

Американское общество убеждено: ничто не должно препятствовать получению ребенком образования. Для детей с особенностями учебных навыков существует специальная программа, где их обучают элементарной грамоте, учат считать деньги. Обычное дело, если учитель возьмет в магазин такого студента, покажет, как выбирать продукты, а потом, вернувшись в школу, научит приготовить обед из купленного.

В противоположность таким ребятам существуют дети, которые опережают в развитии сверстников. Таких студентов включают в специальные программы для талантливых и одаренных. Часто с ними работают приглашенные из вузов и колледжей преподаватели. Вполне обычный факт, что по окончании школы, студент имеет уже специальность, или часть его кредитов переводится в учебное заведение по выбору, что существенно экономит деньги и время, так как школа сама оплачивает обучение своих студентов.

Большое дело в Америке и то, что напрочь отсутствует в Казахстане – соблюдение конфиденциальности при оценивании. Оценки за работу в классе и домашнее задание  –  это личное дело студента в США. Никто не зачитывает список с оценками после контрольной работы, к примеру. Вспомните родительское собрание в казахстанских школах, где учителя разбирают по косточкам каждого и во всеуслышание. Не с этого ли начинается неуважение к ученику?

В отношениях с учениками и родителями американский учитель максимально корректен и вежлив, подчеркнуто формален, и совершенно невозможно представить его, вопрошающего "А голову ты дома не забыл?" и тыкающего в студента указкой или пальцем в голову. Ибо тут 100% вероятности, что учитель попадет в судебные разбирательства и лишится лицензии.

Разумеется, американская система образования – не идеальна. В ней есть недочёты и слабые места. Но одно очевидно и до боли разнится с казахстанской моделью образования – ученик должен являться центром вселенной под названием школа. Может, когда-нибудь казахстанское общество сместит акценты в организации учебного процесса на фигуру ребёнка, и результатом этого станет мотивированный, подготовленный к жизни выпускник, уверенный в себе и своём будущем, убеждённый в том, что он личность.