Записки Странника. Великий миф о демократии: власть народа? Какого?
Термин появился в классической Греции, где насущные социально-политические проблемы карликовых государств-полисов решались на городских агорах с помощью голосов. Агора – это, в первую очередь, рынок, базар. Но, как повсюду в традиционных обществах, городское торжище было в то же время и естественным местом встреч, собраний и споров граждан-горожан. Которые приходили сюда не только прицениться и поторговаться, но и посудачить по текущему моменту, "побазарить". Так что рыночные корни первобытной "демократии", про которые уже не вспоминают ныне при произнесении этого благородного термина, – налицо.
Но пока что оставим в стороне коренные особенности и обратимся к действительной сути древнегреческого народовластия – прообраза, примера и фундамента для всей современной системы ценностей на Западе. Я не случайно закавычил это заветное слово нынешней политики. Никакой демократии ("власти народа") в Древней Греции не было. Потому что "народ" составлял лишь крохотную часть её жителей.
Так, из переписи населения Аттики, проведённой под занавес классической Греции, в 309 г. до н. э. Деметрием Фалерским (это была одна из первых переписей в истории Европы), оказалось, что на 21 000 граждан, имевших право "базарить" и метать остраконы на агоре, приходилось 400 000 рабов и 10 000 метеков. И те, и другие, были лишены гражданских прав, и потому к означенной "власти народа" в условиях "демократической Греции" никакого отношения не имели. Таким образом, путём несложных вычислений, получаем "коэффициент демократизма" в Аттике (оплоте социального прогресса Греции) – 1:19,5.
То есть на одного гордого "принятеля" решений приходилось девятнадцать с половиной "исполнителей". И это, повторю, цифры, которые зиждутся на данных, когда "расцвет демократии" был уже пройден. Греция переживала упадок, и по числу рабов на душу гражданина явно уступала временам подлинного "торжества народовластия" времён Перикла, Сократа и Фидия. Вспомним Ксенофонта, который пишет, что на предприятиях состоятельных греков трудилось до 1000 рабов!
Крест на всех тамошних античных демократических ценностях поставил Александр Македонский, прославленный ученик великого Аристотеля, который не только собрал распадающуюся страну, погрязшую в перманентных межместечковых склоках, под новую вертикаль власти, но и принялся править миром, целиком переняв ненавистные принципы своих врагов – всесильных азиатских деспотов. Без гуманизма и пафоса, но радикально и действенно. Любопытно, что ни один из обломков империи Александра, на которые, после смерти патрона растащили завоевания верные преемники-диадохи, даже не пытался вернуть принципы народовластия, которыми так гордились их предки. Достала же греков вся эта "демократия"!
…Времена меняются. И мы… меняемся вместе с ними? Если бы так! Новейшая эпоха, как известно, время планетарного торжества тех самых ценностей, плоды которых впервые вкушали древние греки. "Демократия" правит нынешним миром. А если где не правит, то изо всех сил пытается. А потому, если сегодня в гордой колонне не следовать её гуманным принципам, то это значит – противопоставить себя устремлениям "прогрессивного человечества", навлечь на себя громы общественного мнения и молнии экономических санкций и стать изгоем в планетарном масштабе!
Но, как и в случае с Древней Грецией, я снова кавычу фундаментальный принцип современного общества. Потому как имею на то весомые основания. Давайте, отринув словеса, вновь обратимся к цифирям. И попытаемся вычислить "коэффициент демократизма" для нашего времени. Припомнив ещё раз точный перевод термина - δημοκρατία, сиречь "власть народа". Как и в случае карликового древнегреческого полиса, современный мир чётко делится на тех, кто пользуется принципом, и тех, кем пользуются с помощью принципа. Потому-то и в начале XXI века термин "народ" нуждается в уточнениях и исключениях.
Итак, посчитаем. Не так давно население Земли перевалило за 7,1 миллиарда. С одной стороны, (в плюсе) у нас будут США, с Канадой, Австралией и Еврозоной. Итого – около 0, 71 миллиарда представителей "народа". В минусе будут все остальные страны (неизменно будут!), которые, в силу хронической бедности, социальной отсталости или историко-культурных особенностей, не дотянулись пока (или вообще не захотели дотягиваться) до заветной планки "уровня демократии". 6,39 миллиарда тех, кто не имеет особых полномочий рядить и думать.
Счёт? 1:9. Вот, очень грубо, показатель демократизма современного общества. Это значит, что один "гражданин Земли" решает за девятерых, лишённых прав голоса. И диктует им своё "демократическое" решение.
Таким образом, прогресс налицо. Явный. За два с половиной тысячелетия заветный коэффициент демократизма вырос вдвое. И хотя до полного соответствия определению всё ещё далеко, как тут не вспомнить крылатую фразу – "Верной дорогой идёте, товарищи!". Если темпы и направление движения сохранятся и далее, то к началу пятого тысячелетия мы достигнем качественного сдвига в данном вопросе. Соотношения 1:1!
Это если всей планетой, дружно, проникнемся величием поставленной задачи, не собьёмся с ноги в спором марше за нашими форейторами и ефрейторами. И вместе дошагаем до звёздного часа человечества…