Как показывает практика,  "озабоченная общественность" в Казахстане неизменно проигрывает в битве с большими капиталами. Её протест можно уподобить невнятному шуму в виртуальной дубраве (пошумит, пошумит – и перестанет).  Однако нынешняя волна шума несколько отличается от того, что мы слышали прежде. На сей раз противная сторона не ограничилась аргументами про "ветхое жильё" (под которое вообще-то попадает любое историческое строение) и не поленилась подыскать новое идеологическое обоснование очередному сносу. Дескать, ничего личного, даже напротив – сносим малоценные здания "сталинского стиля". Делаем доброе дело. Это, если хотите, торжество исторической справедливости! Борьба с проклятым наследием эпохи!

История – как собака. Преданная и безропотная. С которой можно обращаться по настроению. Можно зарыть. Можно отрыть. И науськать на соседа. Заставить лаять на прохожих. Можно погладить. Приласкать. И набросать в её высохшую миску кости. (Того самого скелета, который долгие годы хранился в тёмном шкафу.) А можно хрястнуть палкой по хребтине и выгнать со двора. Или посадить на цепь. История всё стерпит. Кто помнит, что она, вообще-то, - наука? (Хотя и не очень точная.) Не сегодня. Нынешняя история – лишь лающий аргумент в диком информационном пространстве XXI века.

Вот и пресловутая Сталинская эпоха, со стилем которой вознамерились бороться в культурной столице Казахстана, нуждается в некотором осмыслении и объяснении. Особенно для тех, кто вырос не на книгах и диспутах, а на "сетях" и прейскурантах.

Эпоха, которая стала пугалом для продвинутых детей (и их детей), - очень неоднозначна. Куда, к примеру, деть тот факт, что именно она, несмотря на все ужасы и лишения, породила мощнейший всплеск казахской культуры? Куда спрятать таких гигантов, как Сатпаев и Ауэзов, Кастеев и Байсеитова, Джамбул и Жиенкулова? Они, что, жили отдельно от того общества, подобно каким-то анахоретам? Нет, жили они, как все, и вовсе не были какими-то заметными оппозиционерами, как то пытаются представить ныне. И жили не где-то, а в Алма-Ате (той самой!), которую любили и ауру которой подпитывали своей любовью.


Фото автора
Архитектура сталинской эпохи

Напомню ещё, что именно благодаря принятой в Москве в декабре 1936 года Конституции СССР (той самой, "Сталинской", воспетой Джамбулом), Казахстан из автономного субъекта РСФСР превратился в самостоятельную союзную республику. (Что, в конечном итоге, и сыграло определяющую роль в обретении республикой независимости при развале Союза.) Вот когда Алма-Ата обрела не только новый статус, превратившись из краевого центра в столицу, но и новые возможности. Что и позволило городу за несколько лет совершенно изменить свой "полковничий" облик.

Алма-Ата, столица Казахстана, была не только сосредоточением властных структур. Но и своеобразной выставкой достижений градостроительства и новой архитектуры. Характерный пример – новаторский жилой комплекс по улице Лепсинской (ныне – проспект Фурманова). Четыре многоэтажных дома – "жилых комбината", построенных в 1934-1937 годах,  ознаменовали новую коммунальную эпоху, которая несла в каждую отдельную квартиру воду, наделяла жильцов такими благами цивилизации, как ватерклозет и ванна, и уносила вдаль все канализационные стоки.


Фото автора
Здание на ул.Тулебаева, угол ул. Кабанбай батыра

Дома, хорошо известные алмаатинцам и всем, кто любит город, должны были навсегда исчезнуть ещё в 2008-м году. Их уже готовили к сносу. И их ничего не спасло бы, не случись кризиса (тут не захочешь – помыслишь о спасительном Промысле!). Не  повезло лишь одному "1-му жилкомбинату", на месте коего зияет ныне большая архитектурная дыра. Одна из безобразящих город язв, оставшихся в наследство от докризисной войны с "ветхим жильём". Чего только стоит пустырь на месте "косых домов", ещё одного жилого комплекса алма-атинской эпохи (тоже новаторского - в плане антисейсмического строительства). Его тоже снесли вопреки чаяниям горожан. Для чего?

Но не перегибаем ли мы палку в нашем неприятии перемен? Не стоит ли за всем этим бескорыстное желание властей и бизнеса сделать город ещё краше и ещё лучше? В конце концов, та самая старая Алма-Ата тоже ведь была построена не на пустыре, а на месте старого Верного.

Увы. То, каким образом застраивается мегаполис, не позволяет расслабляться. Нынешний город, аполитичный по своей сути, лишённый какого-то архитектурного своеобразия и вразумительного градостроительного плана, вряд ли может быть примером какого-то особого стиля. По его отдельным ансамблям невозможно определить их принадлежности именно ему. Они будут одинаково смотреться в любом уголке мира. Может быть, поэтому с таким равнодушием относятся власти города к тем историческим ансамблям, которые мозолят глаза своей недостижимой цельностью и своеобразием?


Фото автора
Пример архитектуры Алматы 50-х годов

А ведь по-хорошему, если проявить волю и не разрушить, а привести в порядок наш не очень старый "старый город" (корректно отреставрировать и освободить от антиархитектурных наслоений), то получится готовый для употребления туристический объект! Изюминка, которой не стыдно будет манить в Казахстан привередливых интуристов, изрядно "наевшихся" инкубаторских клонов из бетона и стекла.

…Если "город Верный" исчез с улиц Алма-Аты как-то незаметно, без внимания со стороны общественности, то с Алма-Атой, городом нашего детства, такое не прокатывает. Слишком много ещё тех, для кого он  - большее, нежели строительная площадка и место вложения капитала. Сталинизм же, в данном случае, можно вообще проигнорировать. "Ты виноват уж тем, что хочется мне…" Проигнорировать - в плане понимания исторического процесса. Но не метода.