Фото Андрея Михайлова

(Начало)

Итак, поздравляю алматинцев и гостей новосостаренного города со свершившимся! Отныне мы будем гордо проживать не в каком-то там новом городишке с жалкой полуторавековой историей, а… Однако, постарше Москвы будем! Праздник прошёл, хотя, быть может, не с таким размахом, как ожидалось. Праздник прошёл, а сомнения остались…

Основным артефактом, который лёг в основу неопровержимых доказательств истинного возраста нашего города, стали монеты. Хотя специалистам хорошо должна быть известна истинная цена такого нумизматического свидетельства для исторической идентификации и хронологии. Клады арабских дирхемов находят по всей России и даже в Скандинавии. А украшения из серебряных рублей и британских фунтов носили женщины по всей Глубинной Азии. И что это значит? Да ничего!

Просто монеты – наиболее мобильные элементы материальной культуры (для того их и изобрели). Как шёлковые ткани, перевозившиеся по Великому Шёлковому пути, из Китая в Европу, или янтарь, добывавшийся исключительно на берегу Балтики и расплывавшийся по всему Старому Свету. На средневековых городищах в долине Сырдарьи находят сакральных древнеегипетских "скарабеев". Но, отчего-то ни один уважающий себя учёный не попытался рассмотреть эти места в качестве отдалённого нома страны фараонов, и не стал "удревнять" возраст до "соответствующего приличию". Считают, что "скарабеев" привозили в качестве амулетов купцы. И такой ответ всех удовлетворяет.

Но вернусь к странной неопровержимости логики нашего "тысячелетия". Даже если предположить, что монеты действительно нашли на территории Большой Алматы и, как положено по законам археологии, запротоколировали и связали с конкретными культурными слоями некоего памятника, – что это доказывает? Что был средневековый "финансовый центр" под названием Алматы? Так с этим никто не спорит. А вот где он был – действительно вопрос.

Не парадокс ли: доказательства есть, а города нет? Но не это ли тот самый аргумент, который перевесит все прочие улики?

Несмотря на многолетние старания археологов, на месте нынешнего мегаполиса не обнаружено никаких следов значительного средневекового города, достойного бить свою монету. И покуда так, пока город под городом не обнаружится, всякие другие косвенные доказательства, в том числе и именные монеты, гроша ломаного не стоят.

А то, что город, мол, был, но оказался "начисто уничтоженным" при последующем строительстве – убедительное доказательство лишь для пользователей в соцсетях. Города редко исчезают бесследно (если, конечно, они на самом деле существовали). А тем более когда известно точное место поисков. Мы ведь, в конце концов, ищем не в пустыне и не в джунглях.

Если следов "города под городом" не находят учёные, то на них беспрестанно наталкиваются строители. И тут не надо ходить далеко. Древний Тараз, когда-то существовавший на месте позднее появившейся на его руинах Ауле-Аты (Джамбула), напоминает о себе из каждой траншеи и каждого котлована, выкопанного в городском центре.

Ничего подобного в помине нет в нашей южной столице, которая вся копана-перекопана (особенно в последние годы) и пахана-перепахана (в предыдущие). Разбитый на кварталы и рассечённый равномерной сетью улиц, под которыми и проложены основные подземные коммуникации, современный Алматы, можно сказать, просто идеален для археологической разведки. Но нигде и никогда ковш экскаватора не вывернул остатков старинной стены, или обломков терракотового водопровода, или древней мостовой.

Да, древние города бывают сильно повреждены строителями новых. Но нет никаких серьёзных данных, что даже во времена основания Верного (в 1854 году) кто-то где-то видел какие-то серьёзные "городские руины". А ведь в те годы, когда в юное поселение хлынула целая плеяда блестящих исследователей, а жажда исследований и открытий владела каждым местным чиновником, что-то значительное вряд ли прошло бы незамеченным. Обуянные открывательством, чересчур просвещённые жители того времени, напротив, часто пытались разглядеть даже то, чего не было.

Именно к таким казусам следует отнести кочующее из издания в издание "свидетельство", приписываемое уважаемому востоковеду Василию Владимировичу Бартольду (относящееся, правда, уже к 1893 году) о каких-то руинах к юго-западу от Верного. Сам он, правда, толком ничего не видел, и ссылался на свидетельство городского архитектора Поля Гурдэ, который явно набивал цену своей осведомлённости.

"По рассказу П. В. Гурдэ, здесь ещё недавно были видны остатки кирпичных строений и направление всех улиц можно было определить с точностью; теперь все цельные кирпичи увезены, и только следы построек, заметные на поверхности, указывают на расположение зданий и комнат".

То, что сам Бартольд относится к увиденному весьма сдержанно и не пытается делать никаких выводов, говорит о многом.

Ещё одно подобное свидетельство можно найти у Александра Павловича Хорошхина, военного и писателя, побывавшего в Верном несколько раньше Бартольда:

"Укрепление Верное основано назад тому более 20 лет и называлось сначала Заилийским; оно было построено на месте сартовского поселения Алматы, существовавшего ещё в то время, когда эта местность составляла пограничную территорию обширного некогда Кокандского ханства".

Как ни крути, никакого "древнего города" на месте как крохотного Верного, так и разросшейся большой Алматы не найдено. При этом на территории мегаполиса археологи обнаружили несколько куда менее заметных поселений эпохи поздней бронзы и раннего железа. Так что заподозрить их в непрофессионализме нельзя.

И тут возникает вопрос, который я вынес в заголовок данного материала: а тому ли городу мы справили юбилей?

Всё дело в том, что вся долина Или – от слияния Кунгеса и Текеса и до того места, где река делает резкий разворот к северу – может с полным на то основанием считаться Землёй Яблок. Алмастаном! Что, между прочим, отразилось в огромном количестве локальных яблочных топонимов, которыми так и пестрит этот уникальный ареал произрастания диких яблонь.

Вот что писал по данному вопросу патриарх местного краеведения Николай Пантусов:

"Название Алматы или Алмалык носят здесь многия местности. Кроме названия города Алмалыка существует название реки Алмату или Алимату, Алимту. Местность, где была раньше русская почтовая станция по дороге в Кульджу, называлась и называется Алимту (или Алмату). Селение Мазар-Шейха Мухаммед Садыка находится на местности "Алматы-аузы". На правой стороне р. Хоргоса, у выхода его из гор, также есть местность Алмалы (или, как пишут на картах, Алмоллы); у Кульджи тоже есть урочище Алматы. Словом, вся эта местность по левую сторону р. Хоргоса носила название Алматы или Алмалык, т. е. яблочное место".

И это только верховья Илийской долины! Кстати, тот же Пантусов также обладал старинными монетами с "яблочным" названием.

"Из монет мне известных, найденных на Алмалыке, – одна серебряная, две медные. Серебряные и медная хранятся у секретаря Кульджинского консульства, другая, медная, послана мною в Императорскую археологическую комиссию. Из Кульджи же мне доставили серебряную монету, битую в Алмалыке".

Обладателем тех же монет стал и Бартольд, получивший три медяка от кульджинского консула Успенского. "Все они, по определению барона Владимира Густавовича Тизенгаузена, оказались чагатайскими монетами, чеканенными в Алмалыке в 657/1259 гг.".

1000 лет, цифра умозрительная изначально, к тому же связана с абстрактным Алматы. Аргументов для сомнений предостаточно. И здесь хочется прислушаться к мнению серьёзного археолога Акишева-младшего, который считает:

"…Вокруг этой даты "сплошные оговорки". Возраст города должен характеризоваться прежде всего непрерывностью его существования, и для Алматы такой точкой отсчёта необходимо считать именно 1854 год" (цитируется по изданию "Капитал").

Но будем радоваться! Вопреки многому праздник состоялся. В конце концов, перманентные праздники – давно стали смыслом и образом жизни целого класса казахстанцев. Юбилей прошёл как должно. Осталось поймать юбиляра.