Почему высшее образование лучше получать в Алматы
Несмотря на некоторый спад в отрасли, связанный как с объективными обстоятельствами, так и с субъективными причинами, подготовка учёных казахстанцев и в ближайшие годы продолжит идти ударными темпами и останется прибыльным и денежным видом бизнеса. А ректоры вузов всё более станут притягивать внимание правоохранителей и криминалитета хранящимися у них под подушками миллионами.
Сегодня, продолжая тему, я хотел бы остановиться на региональных особенностях созданной системы и сравнить пять наиболее заметных регионов в области высшего образования –Алматы, Астану, Карагандинскую, Южно-Казахстанскую и Восточно-Казахстанскую области. Основой для анализа, как и в прошлый раз, будут официальные данные с сайта республиканского Комитета по статистике за 2015/16 учебный год (недавно частично вышли более свежие цифры за 2016/17 год, что позволяет проследить динамику).
Итак, сравним.
Всего в Казахстане насчитывалось 127 вузов (большинство из которых, разумеется, позиционировали себя как университеты), в которых что-то грызли 459 369 студентов (477 074 здесь и далее в скобках – по данным этого года). А помогали им в этом 38 087 (38 241) профессоров и преподавателей.
Первенствовал во всём Алматы – наша старая студенческая столица. Здесь в 42 высших учебных заведениях числились 128 707 (130 761) учащихся и получали зарплату 12 752 (12 928) профессора и преподавателя.
Вторым по количеству вузов городом стала Астана, которая, несмотря ни на что, пока ещё сильно отстаёт от фаворита – 14 вузов, 51 235 (51 800) студиозусов и 4745 (4874) преподавателей.
Однако Астана была второй не во всём. По количеству студентов ей, прежде чем сравняться с Алматы, предстоит ещё догнать Южный Казахстан. В 11 "альмаматерах" ЮКО получали образование 70 827 (71 323) студентов, пестованием которых занимались однако 4615 (4915) педагогов.
Карагандинская область, ещё в советские времена считавшаяся вторым студенческим городом Казахстана (здесь был открыт второй в республике государственный университет), продолжает быть в первых строчках рейтинга: 9 вузов, 36 972 (41 738) студента, 3182 (3241) преподавателя.
Немного отстаёт последний номинант нашего обзора – Восточно-Казахстанская область. 7 институтов-университетов, 2293 (2281) преподавателя и 26 842 (27 969) студента.
Сами по себе цифры интересны только для любителей рейтингов. Однако как материал для анализа они могут дать любопытные рекомендации тем, кто только ещё раздумывает, куда бы отправиться продолжать образование после окончания школы – в гордую Астану, шумный Алматы, тёплый Шымкент или шахтёрскую Караганду.
Очевидно, что качество любого образования напрямую зависит от того, сколько педагогов пытается вложить свои знания в голову своего ученика. Будем исходить из того, что мы при этом имеем дело с неким "средним преподавателем" – не гением, но и не особым мздоимцем. Конечно, когда вокруг одного дитяти крутится десять нянек, то оно часто бывает не только безглазым, но и безмозглым. Потому не станем закапываться и в качество студентов, остановимся на количестве.
Сколько же учащихся на одного педагога необходимо в идеале?
Может быть, конечно, соответствующие нормативы и существуют в нашем Минобре, однако многое указывает на то, что они не являются достоянием широкой общественности. Потому посмотрим, как обстоят дела в этом вопросе у наших соседей.
Так, в Узбекистане (здесь и далее в абзаце – данные из СМИ) на одного профессоро-преподавателя должно приходиться 10,5 студента, однако в следующем учебном году соотношение поменяется в сторону ухудшения и составит 1:12,5. В Белорусском госуниверситете полагается коэффициент в 1:8,5 для технарей и 1:12 для гуманитариев. А вот в ведущих вузах России – МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана и Первом медицинском, по новым правилам, при 1 преподавателе должно состоять всего 4 студента. И даже в самом близком к Казахстану российском госуниверситете в Оренбурге соотношение, в свете новых веяний, должно быть 1:6.
Что у нас? Если брать по Казахстану в целом, то коэффициент сводится к 1:12 (1:12,5). Что значительно лучше в сравнении с рекордным по числу студентов 2005/2006 учебным годом (775 762 учащихся) – 1:18,3 (урожайный был год!), но явно не дотягивает до времён 1995/96 – 1:8,5.
Но самое интересное для будущих студентов открытие может состоять в региональных особенностях данного соотношения, от которого не в последнюю очередь зависит конечное качество образования. Так, если в Алматы и Астане оно составляет 1:10 (1:10,1) и 1:10,8 (1:10,6) соответственно, в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях – 1:11,6 (1:12,9 – явный регресс) и 1:11,7 (1:12,3), то в Южно-Казахстанской области держится на скромной позиции в 1:15,3. Хотя и с оптимистичной тенденцией – 1:14,5.
Выводы делайте сами.