Главная преграда на пути гостей Казахстана – сами казахстанцы
В Алматы прошло очередное заседание экспертного клуба "Мир Евразии", которое на сей раз было посвящено развитию туризма в Казахстане. Журналисты, специалисты, политологи, директора обсуждали радужные перспективы превращения Республики в мировую туристическую державу.
Я неоднократно затрагивал эту тему в своих публикациях, например "Почему туристы не поедут массово в Казахстан", и высказывал свои сомнения по поводу всеобщей эйфории, царящей на всех уровнях у нас, но исчезающей тут же, стоит лишь выехать за пределы страны. И оптимизм по поводу светлой будущности туризма в Казахстане, который превалировал на заседании экспертов, лишний раз укрепил мой пессимизм. Нет, я ни в коем случае не подвергаю сомнению компетентность собравшихся, которые искренне болеют темой. Однако, как мне показалось, страсти и детали превалировали над способностью хладнокровно анализировать ситуацию и увидеть картину в целом.
Типовое выступление участников заседания придерживалось единообразной схемы. Всё начиналось с неизменного посыла, что туристы просто-таки поголовно мечтают посетить Казахстан и наша Республика для них – вожделенная terra incognita. А заканчивалось нудным перечнем того, что мешает воплощению заветных планов этих толпящихся у ближних и дальних рубежей Республики путешественников.
И что мешает? Наряду со всякими традиционными инфраструктурными, организационными и транспортными проблемами, мутным обслуживанием и кусачими ценами главной причиной, по мнению большинства экспертов, остаётся "человеческий фактор".
О беспределе, царящем на границах и дорогах Казахстана, вспоминали все. Прозвучало повествование о вопиющем и банальном грабеже китайских туристов при прохождении Хоргоса. О привычном и беззастенчивом кошмаре на Кордае. Была высказана мысль о том, что вообще-то переходить границу на любом наземном пункте – это значит заведомо обрекать себя на запланированные неприятности. И тут же прозвучало сомнение, что и в аэропортах никто ни от чего не застрахован: любого интуриста могут выбрать из толпы, пригласить в "специальную комнату" и… Каждый гражданин РК понимает, что дальше.
Следующий барьер (читатель, думаю, и без меня догадался) – доблестная стража казахстанских дорог. Дело в том, что в последние годы наметился некоторый реальный прогресс (очень робкий, еле заметный) в посещении Казахстана автотуристами из соседней России. Особенно – в регионе Каспия и Алтая. Но вот парадокс, чем больше появляется в Республике машин с иноземными номерами, тем больше на их пути возникает людей с жезлами в погонах.
Таким образом, в Республике сложилась занимательная ситуация. На словах декларируется открытость, снимаются формальные барьеры (вон, поотменяли кучу виз), туризм становится чуть ли не национальной идеей. А с другой стороны, перманентно протекает непрекращающаяся "силовая операция" против тех же самых туристов.
И мы думаем, что гости массово повалят любоваться нашими красотами и наслаждаться гостеприимством? Если так, то мы изначально причисляем всех их к отмороженным экстремалам или полным идиотам! Чтобы прочувствовать прелести национально гостеприимства или эксклюзивную прелесть, до всего этого нужно ещё добраться. А это удаётся не всем.
Интересно, что проблема существует в Республике Казахстан уже 25 лет, а реального решения у неё как не было, так и нет. И даже периодические массовые "посадки" пограничных стражей (в том же Хоргосе) очень сильно напоминают очередную кадровую ротацию. И то, что государство неспособно обуздать страсти своих силовиков, говорит либо о слабости государства, либо о том, что такой статус-кво интересен не только непосредственным исполнителям.
И тут, как мне видится, у Казахстана есть только один способ решения проблемы. Это специальный закон о статусе иностранного туриста. Пусть любой, кто при пересечении госграницы ставит в графе целей посещения "туризм", платит в казну какие-то символические "туристические сборы", а взамен получает такую бумагу, которая гарантировала бы ему самую подлинную защиту от "защитников". Нужно начисто исключить саму возможность контакта туристов с силовиками: пусть в этом "паспорте туриста" будет телефон такого органа, от которого у ретивого таможенника волосы бы становились дыбом. И по которому гость в любое время суток мог бы получить реальную помощь от посягательств на своё имущество и свой кошелёк со стороны возжелавшего милиционера, таможенника или пограничника (тут я осознаю некоторую слабость позиции, возникающую при вопросе: а кто будет сидеть на том конце провода?..).
В любой туристической державе, в которой отрасль приносит реальные деньги и рабочие места, приезжий – своего рода "священная корова". Ей позволяется бродить как хочется и где хочется. При этом "священная корова" и не подозревает, что для огромного числа людей она всё же в первую очередь является "дойной коровой". И сама отдаёт то, что у нас норовят взять силой.
Ненавязчивость сервиса несёт весомые прибавки в бюджеты туристических стран. Из этих бюджетов получают свои гарантированные зарплаты полицейские и стражи границ, которые честно охраняют чужой отдых и довольствуются своим жалованием. Потому что знают, что каждый незапланированный казус с туристом – это сокращение турпотока, недополучение валютных поступлений и в конечном итоге – угроза их собственному благополучию.
Пока мы не научимся жить так же, в РК необходим мораторий на "отстрел" интуристов. И только тогда можно будет надеяться, что со временем реальное их поголовье достигнет-таки тех дутых цифр, которыми бодро разбрасываются лукавые чиновники и ретивые функционеры.