Никто не собирается закрывать казахстанский рынок от иностранных маркетплейсов
Алуа Корпебаева о необходимости поддержки отечественных малых предприятий – участников рынка электронной коммерции.
Казахстан является частью мировой цифровой экономики и международной торговли. Мы интегрированы в мировое сообщество и активно развиваем внедрение цифровых технологий. Поэтому в нашей стране за последние годы начал динамично развиваться сектор электронной коммерции, объём которого по итогам 2023 года превысил 2 трлн тенге, что составляет 12,5% от общего розничного оборота.
За 2019–2023 годы рост мирового рынка электронной коммерции составил почти 70%. По оценкам экспертов, мировой рынок e-commerce в ближайшее время составит 5 млрд долларов.
Электронная коммерция открывает большие возможности для казахстанского сектора МСБ, потому что с помощью международных маркетплейсов предприниматели могут с низкими затратами выходить на рынки других стран.
На развитие цифровой экономики, особенно на вовлечение МСБ в электронную коммерцию, сделали ставку такие страны, как США, Китай, Россия, Малайзия. Активно развивают отрасль соседние страны – Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, где уже приняты специальные законы об электронной коммерции.
Рынок электронной коммерции – глобальный и открытый. Поэтому не только мы через зарубежные маркетплейсы можем выйти на другие рынки, но и зарубежные товары с низкими ценами заходят на казахстанский рынок посредством международных платформ. Рынок электронной коммерции не имеет географических границ, и его субъекты вынуждены функционировать практически в одинаковых условиях.
Хочу также отметить, что регуляторика в сфере электронной коммерции имеет свою специфику. Мнения о том, что нужно "закрыть внутренний рынок от зарубежных маркетплейсов с китайскими или российскими товарами", – это решения уровня офлайн-экономики. В цифровой экономике такие ограничения не работают.
Бояться конкуренции не нужно. Вместо того чтобы закрываться, надо, наоборот, создавать условия для развития отечественного сектора электронной коммерции. Для решения этих задач TechnoWomen разработала план развития "Развитие Qazaq e-com".
На уровне госуправления такое же понимание вопроса. Никто не собирается закрывать казахстанский рынок и создавать проблемы для иностранных маркетплейсов. Вместо этого регулятор должен упрощать процедуры для отечественного МСБ в электронной коммерции.
Ну а страхи от "негативного" влияния зарубежных маркетплейсов надо рассматривать в ключе нормальной мировой конкуренции, нам нужно научиться конкурировать рыночными, а не запретительными мерами.
При введении любых ограничений (если таковое произойдёт) казахстанский бизнес потеряет платформы для быстрой интеграции в международный рынок, увеличатся затраты на логистику и рекламу, снизится конкурентоспособность отечественных предприятий.
Честно говоря, я не вижу, как можно физически запретить деятельность зарубежных маркетплейсов. На каких основаниях можно блокировать сайты и приложения в казахстанском сегменте интернета? И даже если попытаться блокировать, то существуют VPN, другие технологии, используя которые казахстанские пользователи могут продолжать совершать покупки.
Вместо этого надо создавать прозрачные условия для работы зарубежных платформ, чтобы они открывали у нас офисы, платили налоги, создавали рабочие места, инвестировали в инфраструктуру складов и логистики. Параллельно надо создавать условия для того, чтобы отечественные маркетплейсы разного уровня находили свои ниши и развивались. Потенциально мы тоже можем выходить на рынки Китая, России и других стран. Вот над этим нам надо работать.
Ассоциация "TechnoWomen Казахстан" разработала и провела исследование в этой сфере совместно с международными партнёрами. В исследовании продемонстрирован ожидаемый эффект от роста электронной коммерции с 12,4% до более чем 50% в общем объёме розничной торговли в течение ближайших 10 лет.
Но для этого нужно следовать ряду рекомендаций:
- Введение специального налогового и таможенного режимов для МСБ – участников электронной коммерции. Выделение электронной коммерции в отдельный код ОКЭД и присвоение этому статуса полноценной экономической деятельности.
- Введение единого совокупного платежа для МСБ – участников электронной коммерции.
- Снятие ограничений на приём платежей маркетплейсами. Закрепление за маркетплейсами статуса оператора платёжных переводов. Выделение операторства платёжных переводов даст также толчок и для развития FinTech в Казахстане. Создание оператора банковского эквайринга и снижение ставок эквайринга БВУ снизят финансовую нагрузку на отечественных предпринимателей и сделают казахстанские маркетплейсы более конкурентоспособными по сравнению с международными платформами. Такая мера позволит привлечь больше местных продавцов и создаст условия для оцифровки рынков.
- Развитие бренда Qazaq product / Made in KZ, создание на маркетплейсах площадок для казахстанских ремесленников и товаропроизводителей. Государственная поддержка зонтичного бренда позволит популяризировать отечественных предпринимателей.
Приведу несколько примеров успешного регулирования маркетплейсов в других странах. В Евросоюзе ввели Digital Markets Act для ограничения влияния крупных платформ и создания равных условий для всех. В Индии установили квоты на участие местных производителей в маркетплейсах. В Китае оказали поддержку национальным производителям через государственные инициативы, выделили госсубсидии на логистику. В Кыргызстане ввели единый налог – 2% от выручки, что значительно упростило работу МСБ.
Бизнес и сам может уже сейчас развивать собственные онлайн-платформы, искать альтернативные каналы продаж, включая социальные сети, внедрять гибкие модели ценообразования и взаимодействия с клиентами.