Мотор экономики надо перезапустить, а то мы научились только быстрый рост инфляции делать
Почитал на досуге доклад Всемирного банка по благосостоянию (проще говоря, бедности) в Казахстане. По официальной статистике, бедность в Казахстане отступает и с 2006 года достигнут огромный прогресс – снижение с 49,5 до 5%. Вроде бы надо порадоваться и продолжать в том же духе. Однако тут есть ряд вопросов к критериям измерений и большой-большой вопрос: что надо сделать, чтобы жить лучше?
1. Кого относить к бедным? У Бюро национальной статистики критерием является величина прожиточного минимума, то есть 46 228 тенге на 2025 год, или где-то 90 долларов в месяц. ООН считает два доллара в день границей крайней бедности. Но на два доллара в день в Африке ещё можно прожить, там тепло и бананы дешёвые, коммунальные за хижину не надо платить, на поле побатрачить – пешком можно дойти. А у нас после оплаты коммунальных надо считать и на автобус чуть оставить, чтобы до работы доехать, одежду зимнюю опять же надо. Мне кажется, 50 тысяч маловато, надо бы методику поправить.
2. Второй важный аспект – это подушевой подсчёт и домашнее хозяйство. Если мужчина зарабатывает 300 000 в месяц и живёт один, то он у нас середина среднего класса. Если он женился и жена не работает, они уже в нижнюю часть среднего класса съехали, разделив по 150 тысяч на душу. А заведя двух детей, они прямо в "бедняки" попадают с 75 тысячами на одного.
3. Региональные различия. Уровень заработков по областям отличается порой в разы. На юге, к примеру, больше детей, меньше зарплаты, выше безработица. С другой стороны, там ниже цены и больше селян, которые опираются отчасти на собственное подсобное хозяйство.
В общем, доля среднего класса растёт, но сам средний класс худеет в верхней и прирастает в нижней части таблицы. С точки зрения государства необходимо корректировать социальную помощь, делая её более адресной. Помогать всем нелепо, ведь помогаем мы из общего кармана. Помогать надо больше детям, чем взрослым. Кстати, в рамках налоговой реформы надо обязательно давать льготы семьям на детей, ведь люди сами добровольно берут на себя значительную финансовую нагрузку.
Но на помощи далеко не уедешь. Часто слышно про то, что Казахстан попал в "ловушку средних доходов". Попробую объяснить простыми словами эту концепцию. В ней есть две части, первая звучит так: в стране меньше чем за, к примеру, 200 долларов человек попу от дивана не оторвёт. Вроде на базовые вещи хватает и стимула рваться вперёд за лишнюю сотню нет. Кнут голода и холода уже исчез, а "бентли" за углом не светит. Поскольку таким образом страна вышла на уровень среднеразвитой по доходам населения, то преимущества дешёвого труда и возможности быстрого роста за счёт вовлечения большего числа людей в производство исчерпаны (у нас работает больше 80% мужчин и почти 70% женщин). И вторая важная часть этой истории: для того, чтобы лучше жить, надо работать не больше, а эффективнее.
Производительность труда, важнейшее понятие экономики, выходит на первый план. Наши бизнесы не могут платить больше, поскольку есть мировой рынок и есть мировая цена. Поэтому для того, чтобы поднялась зарплата рабочих, надо, чтобы их было меньше. Если то, что раньше делали 100 человек, теперь будут делать 70, можно частично экономию зарплаты 30 сокращённых раскидать по оставшимся.
А вот просто так люди производительнее работать не станут. Нужны инвестиции в новые технологии и оборудование. А для этого нужны инвестиционные деньги. Для этого нужны кредиты и капитал в виде инвестиций. А этого у нас не очень хватает, поэтому рост производительности труда в последние годы практически остановился.
Не могу не сказать о качестве госаппарата и их заработках в этой связи. Недавно зашёл на сайт Минэкономики и посмотрел вакансии. Висит 16 мест, выбрал одно, самое верхнее, уровень С4 (это высокий уровень главспеца), зарплата – 264 000 тенге. Посмотрел на результаты конкурса. Конкурс не состоялся, на все 16 вакансий не поступило ни одной заявки. О какой экономической политике можно говорить, если туда уже и не очень подготовленные не идут, просто пустые стулья в кабинетах. Да и кто пойдёт, если у кандидата есть двое детей, то он сразу в категорию бедняков попадёт по нашим критериям. А прожиточный минимум не включает жильё и вещи, только покушать. А на "Хедхантере" доставщики на мопеде за 600-700 тысяч требуются.
Секрет борьбы с бедностью очень прост. Это не помощь государства в виде пособий и субсидий, поскольку этот канал ограничен возможностями бюджета. Наша история показывает, и исследование ВБ это подтверждает: главное – рост экономики, причём качественный, за счёт роста производительности труда. В период быстрого роста с 2006 по 2013 год бедность упала с 49 до 11%. Потом спад с 2014-го (девальвация 2015 года) до 2016-го привёл к резкому росту бедности. С 2017 года идёт вялый рост экономики и медленный процесс снижения бедности. Она, кстати, меняет лицо. Теперь бедняки не пожилые люди, а чаще молодёжь с детьми.
В текущем бюджете на прямые выплаты пособий нуждающимся и на детей тратится примерно триллион. С новыми налогами, может, удастся подкинуть ещё полтриллиона, но это не решит проблемы. Простая раздача денег порождает и иждивенческие настроения порой, поэтому помощь должна носить более адресный характер. Помогать тем, кто не в состоянии сам выбраться из трудностей, и не забыть пенсионеров, которые уже всё отдали работе.
За налоговой реформой должна последовать колоссальная работа по экономической реформе, иначе мы дальше можем так и остаться в этой ловушке. Мотор экономики барахлит, его надо перезапустить, а то пока мы научились только быстрый рост инфляции делать.
Опубликовано на странице эксперта в Facebook.