Все национальные идеи сводятся к одной мысли: "Мы вам всем покажем!"
Стремление к развитию, улучшению, расширению является внутренним свойством человеческого общества, без развития и изменений общество загнивает и распадается. Главным вопросом является определение развития: каким должен быть тот идеал, по приближению к которому можно определять прогресс. Национальная идея является ответом на этот вопрос. Построение очередного рейха, строительство справедливого общества, царствия небесного на земле или общества свободных и независимых личностей, общества технологического прогресса или эмоциональной гармонии?
Экономический рост, богатство – это инструменты и проекции, но не самоцель. Деньги являются инструментом реализации намерений, они открывают определённые возможности, экономический рост является следствием политики и процессов, основанных на национальной идее.
Национальная идея – свет и маяк в развитии общества. Это объединяющее, сплачивающее начало для развития общества и указующий вектор его развития.
Отвечая на вопрос об идеальном обществе, национальная идея формирует систему соответствующих ценностей. Важным является то, что ценности не являются оторванными от идеи – они вплетены в неё. Невозможно культивировать ценности трудолюбия и ответственности, если в обществе сформирована идея процветания, основанном на быстром обогащении.
Чтобы быть успешной, национальная идея должна быть понятна для любого уровня интеллектуального развития и точно эмоциональна, ибо только так, в ощущениях, в переживаниях возникает взаимодействие человека и идеи. Только через эмоции идея действительно становится идеей, без эмоций все является пустышкой.
В связи с этим все национальные идеи, как бы красиво они не "заворачивались", сводятся к одной мысли: "Мы вам всем покажем!". Может быть, формулировка и грубая, но национальная идея должна заводить и тонизировать общество в целом, все его слои, а значит, апеллировать к грубым чувствам. Дальше уже развиваются вариации на тему: что именно покажем.
Вот примеры: покажем всем остальным "цивилизацию и культуру" (Римская империя и сейчас уже, наверное, США с их демократией), качество (послевоенная Япония), гражданское общество и свободы (Франция времён Наполеона), свободное от церкви и сословий демократическое общество равных возможностей (США в годы борьбы за независимость), "не отдадимся французам" (начавшееся объединение германских государств) и далее – "Германия превыше всего" (в разных вариациях в немецкой истории).
На практике национальная идея формулируется кратко и понятно, она стимулирует общество на подвиги, а в каком направлении эти подвиги совершать – это вопрос политики.
Национальная идея отвечает текущим ожиданиям общества. Национальная идея является ответом на конкретные и осязаемые вызовы текущего момента - она вполне конкретна и актуальна для текущего времени и является реакцией на него.
Национальная идея – стимулирующий и активный элемент, поэтому она носит реальный и прикладной характер. Это определённая инструкция, стереотип поведения, который применяется постоянно, автоматически в повседневной жизни. Философские концепции потом надстраиваются интеллектуальной прослойкой или развиваются для более эффективного управления.
Национальная идея имеет чёткие границы, по которым проходит разделение "свой/чужой".
В силу того, что национальная идея должна объединять, цементировать общество, она должна иметь чёткие границы для отличия "свой/чужой". При этом, как ни странно, национальная идея не всегда, собственно, национальна.
Древний Рим – скопище народов, объединённых идеей "Рим – центр цивилизации". Национальная идея Франции объединила не только французов.
Вот что писал Ф. Энгельс в "Роли насилия в истории".
"Но вот… разразилась французская революция. То, что Эльзас и Лотарингия не смели и надеяться получить от Германии, было им подарено Францией... Крепостной, обязанный барщиной крестьянин стал свободным человеком, во многих случаях свободным собственником своей усадьбы и поля... Нигде во Франции народ не присоединился к революции с большим энтузиазмом, чем в провинциях с говорящим по-немецки населением. Когда же Германская империя объявила войну революции… тогда было покончено с принадлежностью эльзасцев и лотарингцев к немецкой нации, тогда они научились ненавидеть и презирать немцев, тогда в Страсбурге была сочинена, положена на музыку и впервые пропета эльзасцами "Марсельеза", и тогда немецкие французы, невзирая на язык и прошлое, на полях сотен сражений слились в единый народ с французами".
Как создаётся и как распространяется национальная идея?
Национальная идея не есть продукт творчества или порождения интеллектуальной элиты общества или власти. Она является сформулированным требованием, нуждой общества и исходит от народа (общества).
Поэтому дискуссии о судьбах нации и их предложения являются бессмысленным сотрясанием воздуха. Простота национальной идеи делает невозможной её формулирование "образованной" частью общества, которая усложняет конструкции, дискутирует о категориях. Эмоциональность идеи также не позволяет "разработать" её на основании интеллекта.
Национальная идея вбрасывается в общество и в случае её принятия начинает реализовываться, по ходу модифицируясь, модернизируясь, изменяясь, но сохраняя эмоциональную сонастройку. Можно вбрасывать несколько различных идей и анализировать реакцию на них.
После того как идея найдёт отклик в обществе, появляется формулировка, и уже тогда на сцену выходят писатели, философы, художники, музыканты, учёные и т.д. Они начинают наполнять, развивать и распространять идею в массах, то есть заниматься идеологией и пропагандой. После первого резонанса идеи и ожиданий общества, после первого отклика общества на идею происходит более тонкая сонастройка идеи и общества.
Для власти критически важным становится сохранение этой сонастройки. Сохраняя её, можно изменять ожидания и перестраивать общество. Это и есть собственно реализация национальной идеи. Власть формулирует задачи в контексте идеи и проводит определённую политику. Важнейшим элементом остаётся сохранение связи политики с идеей, при этом сама идея может модифицироваться и изменяться, однако эти изменения должны носить плавный, "незаметный" характер для сохранения стабильности и сонастройки.
Я предполагаю, что промежуток времени между первым вбросом идеи "Мәңгілік Ел" и выходом концепции был тем самым тестовым периодом на предмет резонирования идеи и общественных ожиданий.
Отсутствие сколько-нибудь значительного резонанса и сопротивления было воспринято разработчиками как приятие идеи. Мне кажется, что это неверное понимание. Отсутствие резонанса означает просто несоответствие предлагаемой идеи в том виде, в каком она представлена, ожиданиям. А раз не случилось резонанса, то и вся концепция естественным образом выродилась в причудливое смешение различных административных активностей и попурри из очевидностей.
Начало дискуссии можно прочитать здесь.