Фигурирует даже список предприятий, подлежащих приватизации, стартовые цены продажи. Financial Times об этом написала. Позволю себе высказать и своё мнение по этому поводу, тем более что хорошо помню опыт нашей и российской приватизации начала девяностых.

Итак, с точки зрения инвестора, в списке продаваемых предприятий "скрытых алмазов и жемчужин" не обнаружил. Такие вполне по себе "трудовые" предприятия. Купишь их – и будешь поставщиком одного единственного клиента-монополиста в виде национальной компании со всеми вытекающими плюсами и минусами. Есть и сами нацкомпании, продажа которых состоится "после кризиса", а значит, никогда. А есть и экзотика вроде Дворца Республики, которую и обсуждать никакого смысла нет. Главный мой вывод от чтения списка: всё это имеет хоть какой-то интерес, если будет стоить очень-очень дёшево. За большие деньги покупать смысла нет, особенно в нынешней ситуации, когда активы и так дешевеют на глазах.

А с продажей за бесценок возникает другая проблема. Предположим, что государство не ставит в качестве приоритета максимизацию доходов от приватизации, что главная задача – избавиться от избыточных госактивов и получить более квалифицированных собственников. В принципе, это похвально, но способно породить острейшую критику в обществе. Понятно, что в приватизации смогут реально участвовать те, у кого и так есть деньги. Как результат – дальнейшее расслоение общества. Не всё так просто будет и с удачливыми победителями приватизации. Где гарантия, что в случае изменения политической ситуации не будут оспорены итоги приватизации? Есть большие сомнения в решимости осуществить эту приватизацию, глядя на способность государства решать гораздо менее спорные задачи.

Мне кажется, что в том виде, как есть, эта приватизация будет очень усечённой и скомканной. Продадут пару-тройку третьестепенных активов, а потом объявят перерыв до лучших времён. И начнут какую-нибудь новую программу – ГПФИИР-8 или повсеместного возделывания фасоли.

Самое главное – сделать эту приватизацию массовой, то есть дать возможность населению бесплатно участвовать в ней. В любом случае государство не получит ощутимых доходов от приватизации в нынешней её форме. Так пусть хоть бенефициарами станет всё население, а не отдельные его представители, обладающие финансовыми и политическими ресурсами.

Рискну предложить некоторое дополнение к этой приватизационной программе. С одной стороны, её надо всячески расширять, не бояться вводить в список национальные компании, естественные монополии, не ограничиваясь смешными 5%, как при рахитичной программе "народного IPO". Но самое главное – сделать эту приватизацию массовой, то есть дать возможность населению бесплатно участвовать в ней. В любом случае государство не получит ощутимых доходов от приватизации в нынешней её форме. Так пусть хоть бенефициарами станет всё население, а не отдельные его представители, обладающие финансовыми и политическими ресурсами.

Важнейшим и главным результатом такой приватизации станет появление настоящего рынка ценных бумаг с большим количеством акций разнообразных компаний на рынке. До сих пор все попытки наладить рынок носили искусственный характер, в первую очередь из-за отсутствия необходимого количества предлагаемых бумаг. В условиях стагнирующей экономики это создаст значительное оживление, причём не только на финансовом рынке. Преимущества можно перечислять долго. Но для этого, конечно, нужна политическая воля и готовность к изменениям.

Раз уж мы возвращаемся в девяностые, то давайте возьмём и что-нибудь позитивное из того времени.