Что делать с мостом между Казахстаном и Кремниевой долиной?
У Казахстана появится своё посольство в Кремниевой долине. Во всяком случае меморандум, заключённый между национальным инфокоммуникационным холдингом "Зерде", автономным кластерным фондом "Парк инновационных технологий" и Венчурным фондом GVA Capital, свидетельствует именно об этом.
Можно предположить, что эффект для страны от этого представительства примерно такой же, как от кругосветного путешествия на парусной лодке. И кончится вся эта затея примерно так же. Государство потратит уйму денег на содержание дополнительного штата в США, на командировки чиновников и функционеров, рискнёт даже продвинуть отечественные стартапы на американский рынок, попробует себя даже в качестве венчурного инвестора, но все мечты разобьются о какую-нибудь мелочь типа кризиса доткомов.
Кажется, идея свозить премьер-министра Бакытжана Сагинтаева в Кремниевую долину родилась в головах поклонников американского сериала Silicon Valley. Разве это не прекрасно – почувствовать себя Гэвином Бэлсоном, одиноко стоящим у окна и размышляющим на тему случайного образования команд стартаперов: "Они всегда ходят пятёрками, эти программисты. Один всегда – худой, высокий, белый; коротышка-азиат, жирдяй с хвостом, потом заросший чувак и ещё индиец". Или продвинуть стартап, чтобы продать его Google или Sony, попав в клуб трёх запятых – клуб миллиардеров.
В конце концов, можно поступить как герой сериала Эрлих Бахман, который в своё время заработал на приложении для поиска партнёра по сексу в общественных туалетах, купил дом и открыл в нем инкубатор для стартапов, собирая IT-специалистов с интересными идеями, позволяя им бесплатно жить за 10% от будущего бизнеса. Если, конечно, всё получится. За деньги бюджета можно там целый дом построить и сдавать его.
Это будет инвестиция по-нашему. Рахимбаев или Белович здорово повздорят за право построить и управлять таким зданием.
Конечно, Бакытжану Абдировичу показывали всё самое лучшее и самое прогрессивное. Это не могло не впечатлить творческую натуру премьера. Он всегда живо реагирует на технологические новинки и с удовольствием рассматривает проекты, связанные с "юберизацией" бизнеса.
К сожалению, эти большие игры в BigData в Казахстане принимают причудливые формы. Так, ещё прошлой осенью Национальная палата предпринимателей представила правительству целую программу – "10 шагов по развитию предпринимательства". Одним из пунктов был представлен сервис naimi.kz, смысл которого в том, чтобы объединить всех поставщиков услуг в единую систему, через которую и продвигать их услуги. Это та самая "юберизация", когда платформа продаёт информацию о тех, кто оказывает услуги. Uber — это такси, причём сама компания не владеет авто: она соединяет частного таксиста и пассажира. Чтобы стать участником, нужно соблюсти ряд условий, но в конечном итоге это достаточно выгодно.
Что касается naimi.kz, сумма, которая была выделена на стартап, неизвестна, непонятно и происхождение этих денег, ведь приложение являлось частью большой образовательной программы, целью которой было вовлечение в малый бизнес населения. Но, согласно данным Google, приложение скачали всего 10 тысяч человек. И это почти за два года. С учётом того, что неигровыми приложениями пользуются редко, то посчитать, сколько реальных пользователей крутится в сети, практически невозможно. Также сложно предположить, выживет ли игрушка, ведь у прототипа большие проблемы.
Икона цифрового предпринимательства объявила о значительных убытках в 2016 году.
Uber всегда скрывал такие данные и говорил разве что о росте выручки. На этой неделе The Wall Street Journal констатировал, что компания ушла в минус на 2,8 миллиарда долларов. Uber называют самым дорогим стартапом в мире: его цена, по самым скромным подсчётам, составляет 60 миллиардов долларов. Что касается 2015 года, то согласно утечкам из компании убыток составил более 2 миллиардов. Это серьёзные убытки и удар по репутации всей индустрии доткомов. Последние 17 лет, то есть после кризиса миллениума, индустрия растёт. Сейчас рынок этого сегмента акций больше похож на ипотечный пузырь, и, похоже, мы очнулись к концу банкета, опоздали к горячему, и десерт уже давно съеден.
Конечно, "представительство, которое должно обеспечить платформу для развития стартапов из Казахстана в Кремниевой долине, а также дать нашим игрокам доступ к лучшим технологическим идеям и стартапам для развития корпораций, бизнеса и науки в стране" — это звучит романтично, как песня Стаса Михайлова "Для тебя". Но создать "мост" и привлечь инновации и инвестиции в экономику Казахстана из США в области стартапов – это уже к фантастам.
Достаточно вспомнить историю двухлетней давности. В ноябре 2015 года проходил форум "Казахстан – новый глобальный инновационный хаб". Большое мероприятие, в рамках которого были представлены стартапы со всего Казахстана и устроен Startup Battle – это этакий конкурс красоты, только технологический. Работы, представленные участниками, не тянули не только на инновацию, но и в большинстве были копиями уже давно отгремевших открытий. Например, отечественные предприниматели представили GPS-часы, которые благодаря специально разработанному приложению показывают, где находится владелец в тот или иной момент. Дело в том, что эти гаджеты к тому времени свободно продавались в сети и стоили гораздо дешевле казахстанского аналога, а местоположение объекта показывали на карте Google.
Но больше всего удивил победитель баттла. Им оказалась группа разработчиков приложения, которое по штрих-коду на акцизной марке могло определить, подделка перед вами или нет. Это "изобретение" получило 25 тысяч долларов посевных инвестиций в качестве приза. Только вот никто не вспомнил, что подобную услугу предоставлял к тому времени сайт налоговиков.
Мост между странами – это хорошо. Только вот что с этим мостом делать? Те, кто по-настоящему умеют, едут в США, в Silicon Valley. Там центр мира, и иных центров не будет. Для этого нужно разобраться для начала с правом на интеллектуальную собственность, о которое здесь вытирают ноги. Хотя, если цель – освоить бюджетные деньги на развитие, возможно, этот мост – то, что действительно нужно.