Всегда говори "нет". Глава антифрод Евразийского банка рассказала, как можно обезопасить себя и свои деньги
С середины 2024 года кибермошенникам в Казахстане стало сложнее "работать" – в стране был создан единый Антифрод-центр, позволяющий всем подключённым к нему участникам обмениваться данными в режиме реального времени. С момента его запуска злоумышленники недополучили почти 1,5 млрд тенге. При этом было зарегистрировано более 17 тысяч фактов мошенничества, сформирована база дропперов, разработан алгоритм действий для пострадавших клиентов и отработана схема блокировки средств.
Но успех банков и правоохранительных органов в борьбе с мошенничеством напрямую зависит от казахстанцев и их степени информированности, финансовой грамотности и осознанности в управлении собственными деньгами. Управляющий директор по вопросам антифрод Евразийского банка Сауле Исабекова в интервью Informburo.kz сформулировала главные правила, которыми следует руководствоваться казахстанцам: всегда говори "нет" и сомневайся во всём.
– Попыток мошенничества в последние годы очень много, и в обществе сформировалось мнение, что банки оставляют клиента с этой проблемой один на один. Насколько это верно?
– На самом деле это не так, банки вкладывают большие ресурсы в IT-безопасность и в антифрод-системы, продолжают улучшать свои процедуры в рамках противодействия мошенничеству, совершенствовать работу своих ИТ-систем и процессы по взаимодействию с клиентами. На любой запрос или жалобу клиента мы стараемся своевременно разобраться и предоставить обратную связь, а также проконсультировать его по дальнейшим действиям.
Лучше сомневаться и сказать "нет"
В Евразийском банке антифрод-служба как отдельное подразделение существует с конца 2023 года. Создание таких подразделений в каждом банке – это требование регулятора. По фактам мошенничества ведётся тесное сотрудничество с правоохранительными органами, регулятором и Антифрод-центром и его участниками.
Евразийский банк при проведении транзакций с признаками мошенничества практикует обзвон клиентов, чтобы переподтвердить и попутно выяснить обстоятельства возможного перевода средств. Специально обученные сотрудники должны убедиться, что клиент действует добровольно и осознанно.
Разработаны рекомендации для клиентов на случай звонка от мошенников. У нас работает свой контакт-центр, куда клиенты могут обратиться в случае, если столкнулись с мошенническими действиями со стороны третьих лиц. Все номера телефонов указаны на сайте Евразийского банка. Отработана процедура взаимодействия контакт-центра банка с антифрод-службой и алгоритм действий с клиентом, которые следует предпринять для возврата денег совместно с банком.
Также мы начали вести активную работу в информационном поле. Недавно в поддержку граждан Казахстана Евразийский банк запустил серию образовательных видеороликов "Мой ответ – слово "нет". Основная цель кампании – привить привычку подвергать сомнению сам разговор и звонки от неизвестных лиц, кем бы они ни представлялись, и не доверять никому, когда речь идёт о деньгах и персональных, идентификационных данных клиентов.
Каждый кейс, в котором мошенникам удалось добиться желаемого, банк разбирает под микроскопом, чтобы в дальнейшем не допустить повторения и уберечь от убытков клиента.
В целом в банке ситуация имеет положительные тенденции, особенно по сравнению с 2022-2023 годами. Также с июля 2024 года создан единый Антифрод-центр, на базе которого в режиме 24/7 ведётся плодотворное сотрудничество банков друг с другом, органами МВД и в планах – с сотовыми операторами. Банки получили хороший инструмент для противодействия мошенничеству, нужно дальше продолжать совершенствовать эту работу.
Как работает Антифрод-центр?
– Расскажите об Антифрод-центре подробнее, пожалуйста.
– Если клиент заявил о том, что деньги списаны с его счёта, неважно, сам он перевёл под воздействием мошенников или каким-то иным способом его обманули мошенники, то при обращении клиента в банк или в полицию этот инцидент регистрируется в Антифрод-центре с указанием, в какой банк и кому переведены денежные средства.
Затем второй банк или третий, куда были переведены деньги, блокирует эти транзакции с одновременной регистрацией дропперов.
Здесь самое главное, чтобы клиент быстро обратился в банк. У нас есть кейсы, когда наш банк совместно с другими банками за считаные минуты блокировал деньги по цепочке в нескольких банках.
Далее банк направляет клиента в правоохранительные органы, и после завершения всех следственных процедур и получения решения суда эти средства будут возвращены на счета клиентов. Здесь, конечно, по времени процесс небыстрый, да. Но такова процедура на сегодняшний день. Самое главное – успеть заблокировать деньги.
Хотелось бы отметить, что вопросу мошенничества уделяется повышенное внимание как со стороны государственных органов и регулятора, так и самими банками вместе с другими участниками Антифрод-центра. Но самое сложное в этом вопросе – это поменять сознание людей, сформировать у казахстанцев иммунитет к мошенничеству и привить своего рода правила финансовой гигиены и безопасности.
О популярных мошеннических схемах
– Возглавляя антифрод-службу в Евразийском банке, какие наиболее популярные мошеннические схемы вы можете назвать?
– Первичная цель мошенников – привлечь внимание клиента, зацепить на какую-то проблему, то есть вызвать у клиента панику, страх или заинтересовать клиента каким-нибудь предложением, то есть замотивировать. Из моего личного опыта: мне звонили мошенники от лица городских коммунальных служб и в связи с удорожанием коммунальных услуг предлагали установить специальные счётчики, которые "правильно будут рассчитывать объём воды", чтобы якобы платить меньше. Таким образом, налицо и злободневная проблема по повышенным тарифам и мотивация для клиента сделать что-нибудь, чтобы платить меньше.
Далее, звонки от КНБ, Национального банка, просьбы и даже требования перевести деньги на какой-либо счёт неизвестных вам лиц с обещаниями возврата денег по-прежнему одна из самых популярных схем. Берут на страх – завести уголовное дело, если не последуете инструкциям и не переведёте деньги, которые якобы участвуют в каких-то террористических операциях.
В одном из наших филиалов была такая история: пришла клиентка возраста 60+ с запросом снять депозит в размере 10 млн тенге. По поведению клиентки менеджер понял, что с ней что-то не так и возможен риск мошенничества. Клиентка не признавалась менеджеру и отказывалась отвечать, были ли ей звонки от неизвестных лиц. Вместе с начальником отделения пытались с клиенткой поговорить – не получилось. К разговору присоединился сотрудник службы безопасности, который в итоге вызвал представителя департамента полиции. И только тогда клиентка призналась, что в течение трёх дней её атакуют звонками "сотрудники КНБ", угрожая, что если она не снимет и не переведёт имеющиеся средства на другие счета, которые указали ей "сотрудники КНБ", то будет заведено уголовное дело на неё и её родственников за отказ помочь следствию в поимке мошенников.
Ни в коем случае не впадайте в панику, не бойтесь этих угроз от мошенников. Сотрудники КНБ, полиции, Национального банка и так далее никогда не просят сообщать им коды, пришедшие на ваш номер телефона, и тем более не просят перевести денежные средства на счета других лиц, которых вы не знаете.
Ещё одна часто встречающаяся схема – выгодные вложения в финансовые пирамиды, участие в различных покупках в интернете по удивительно низкой цене, предложения по скидочным акциям и так далее. Особенно хотелось бы отметить продолжающий иметь место в жизни казахстанцев и распространённый на сегодня вид мошенничества с предложениями "быстро и выгодно" инвестировать свои средства. При этом используются громкие названия, которые ассоциируются и созвучны с финансовыми институтами и прочими компаниями, известными в Казахстане.
Не верьте, не торопитесь расставаться со своими деньгами, перейдя на какую-то сомнительную рекламу с громким названием лжеинвестиционной компании, обучайтесь и изучайте этот вопрос, если желаете этим заниматься, и будьте готовы, что это займёт определённое время.
Чем манипулируют мошенники?
– Какими способами манипуляций пользуются мошенники?
– Мошенники стремятся поселить в человеке страх, посеять панику, создать ощущение угрозы. В таком состоянии человек начинает верить всему, что ему говорят. Мозг стремится быстрее исполнить поступающие указания.
Вот ещё один успешный кейс из нашей практики: пенсионерка хотела снять все свои сбережения в размере 3 млн тенге. Эти деньги она достаточно долго откладывала со своей пенсии. Менеджер обратил внимание на поведение клиентки. В разговоре выяснилось, что ей позвонили с неизвестного номера и сообщили, что её дочь попала в аварию и нужно срочно оплатить операцию. Сотрудники поняли, что женщина находится под воздействием мошенников, и стали убеждать позвонить дочери лично. Параллельно шли звонки клиентке от мошенников насчёт перевода им денег. В итоге её удалось убедить позвонить дочери. Та ответила на звонок и вскоре подошла сама в отделение. Мама-пенсионерка увидела свою дочь живой и здоровой. Но получается, что женщина была доведена мошенниками до такого состояния, что и не подумала позвонить дочери.
Также мошенники играют на желании людей легко и много заработать ("вложи сегодня сто тысяч, получишь завтра миллион") или что-то купить очень дёшево, даже получить бесплатно.
Как защититься?
– Как же быть? Не брать трубку?
– Да. Если звонок с незнакомого номера, лучше не разговаривать. Но если ответили, не разговаривать долго. Психологи говорят, что достаточно до 8 секунд, чтобы понять, как завладеть вниманием человека. Я уже упомянула наши образовательные видеоролики. В них главный посыл: "Если вам звонит кто угодно – от имени службы безопасности, силовых органов, курьерской доставки, банка и так далее – с просьбой сообщить код из SMS, перевести деньги или предоставить личные данные – усомнитесь. Прекратите разговор. Положите трубку. Не отвечайте, если вам будут перезванивать".
– Каков ваш перечень рекомендаций, как не потерять свои деньги?
– Не предоставлять полные данные вашей банковской карты, её номер, CVV-код на оборотной стороне. Не называть никаких SMS-кодов, которые поступают на ваш номер телефона. Ни в коем случае не переходить по ссылкам, полученным с неизвестного номера и даже от знакомого. Также не поддаваться на предложения быстро заработать. Не действовать по указке незнакомцев. Не переводить никуда свои деньги по просьбе или требованию третьих лиц.
Также ваш телефон должен быть всегда в вашем поле зрения, где бы вы ни находились, не давайте его никому. Есть кейсы, когда незнакомцы просят телефон на улице или даже знакомые в гостях, чтобы позвонить. За считаные минуты проводятся манипуляции, тем более если вход в телефон у вас без пароля. Должна быть защита на вход в телефон, в мобильные приложения, и это должно быть известно только вам.
Для интернет-покупок, для привязок к оплатам, например такси, держать всегда отдельную карту с суммой, которую в случае мошенничества будет не жаль потерять. Ведь совершая интернет-покупки, вы также раскрываете свои данные по карте коммерсанту, у которого покупаете. Лучше иметь минимум две карты: одну – для интернет-покупок, другую – для всех основных ваших транзакций.
Кстати, юридическим лицам мы рекомендуем усилить корпоративную безопасность компьютеров, а финансово ответственным работникам с правом подписи иметь два компьютера. На одном будет внешняя и внутренняя почта и различные коммуникаторы, на другом – банковское мобильное приложение, чтобы третьи лица не могли дистанционно получить доступ к компьютеру. Ведь, как правило, мошенничество по юридическим лицам так и происходит – через получение удалённого доступа, а это возможно через приходящие "письма счастья" от "налоговой", "КГД" и так далее с открытием этих писем и переходом на неизвестные ссылки.
Есть кейсы, когда третьи лица получали доступ к персональному компьютеру человека, использовавшего общий вайфай в отеле, и здесь вопрос к защищённости компьютера.
Установите себе через eGov услугу "стоп-кредит" – добровольный отказ от получения кредитов. Тогда ни один банк не должен выдать кредит на ваше имя. Но если вам позвонит кто-либо и под любым предлогом попросит снять услугу "стоп-кредит", не снимайте.
Если клиент всё же стал жертвой мошенничества, нужно сразу обращаться в свой банк или в полицию, которые взаимодействуют с Антифрод-центром. И тогда время будет работать на вас.
Повышайте свою финансовую и правовую грамотность. Запомните: правоохранительные органы, госорганы, Национальный банк, банки второго уровня не вправе и не просят перевести деньги на какие-либо счета третьих лиц, оформить кредит и перевести кредитные средства незнакомым вам людям. Так действуют только мошенники, это в первую очередь должно вас насторожить.
– В привязке к законности и противозаконности действий хочется остановиться на дропперах как активных участниках мошеннических схем.
– По нашим наблюдениям, немалая часть дропперов – это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. В основном они имеют гражданство Казахстана. Свои персональные данные, банковские карты они передают в пользование неизвестным людям для вывода украденных денег, в том числе данные действия осуществляются дропперами и за определённое вознаграждение. Сейчас по выявленным инцидентам мошенничества дропперов вносят в единую базу Антифрод-центра и они известны каждому банку.
Последствия для дропперов такие: блокирование транзакций во всех банках. В дальнейшем, если будут приняты соответствующие законодательные нормы, эти лица будут ограничены в получении финансовых услуг. В настоящее время мы это наблюдаем, по дропперам принимаются решения судов в рамках гражданских дел как неосновательное обогащение. Это означает, что по решению суда дроппер будет возвращать потерпевшей стороне деньги, которые были переведены ему на счёт. Сейчас рассматриваются законодательные нормы по ужесточению уголовной ответственности для дропперов.
Хотелось бы донести эту информацию до молодёжи, что ни в коем случае нельзя предоставлять свои реквизиты, свои карты для тех денег, которые не принадлежат вам. Вы не сможете объяснить следствию, от кого были получены эти деньги, за что, зачем вы перечислили эти деньги дальше людям, которых не знаете, оставив какую-то сумму себе. Банк видит все эти транзакции. Ответ "по указанию других лиц" или "по незнанию, что это мошенничество" не спасёт вас. Ведь действия были вашими. Отвечать придётся вам.
Если вам на счёт от кого-то пришли деньги, вы понимаете или знаете, что это не ваши деньги, обратитесь немедленно в банк, объясните ситуацию, что вам поступили деньги, источник происхождения которых вам неизвестен, и напишите заявление, чтобы эти деньги банк перевёл обратно тому, от кого они поступили. Либо обратитесь в полицию.
– Если раньше общество, финансовый сектор, государство проигрывали мошенникам, то может ли сейчас ход ситуации переломиться в пользу граждан?
– Я очень надеюсь, что сознание наших людей будет меняться. Верю в то, что совместными усилиями государства, правоохранительных органов, развитием Антифрод-центра, усилиями банков, сотовых операторов, СМИ нам удастся "закрыть небо" над Казахстаном от мошенников.
Лицензия № 1.2.68/242/40 от 3 февраля 2020 года, выданная Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка