В Казахстане могут исчезнуть магазинчики "у дома"
С нового 2023 года самой многочисленной категории казахстанского малого бизнеса – розничным магазинам "у дома" – придётся пережить большие изменения. По мнению их владельцев и экспертов, эти изменения могут подорвать бизнес на корню. Это также значит, что без средств к существованию останутся десятки (если не сотни) тысяч казахстанцев и их семей.
И даже продление моратория на проверки малого и среднего бизнеса на два года – до конца 2024-го (такой указ в середине недели подписал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев) не смогло подсластить горькую пилюлю от Минфина.
Исполнительный секретарь и член правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", экономист Нурлан Сакуов пояснил Informburo.kz последние нововведения и их последствия для малого бизнеса Казахстана.
– Нурлан, о каких новых налоговых обязательствах заговорили владельцы магазинов "у дома"?
– Во время пандемии – с 2020 года до конца 2022-го – для розничной торговли вводился мораторий по уплате ИПН – индивидуального подоходного налога. Фактически через три недели действие этого моратория заканчивается. Тогда же произошло введение розничного налога в качестве пилотного проекта. Три года назад магазинчикам дали возможность выбора: перейти на упрощённый режим налогообложения (а при розничных оборотах это означает и выплату 12% налога на добавленную стоимость) или платить 3% розничного налога. Для магазинчиков, конечно, платить 3% было выгоднее.
Так вот, розничный налог с нового года поднимут – с трёх процентов до четырёх. При этом в Минфине понизили порог по зачислению НДС с 30 до 20 тысяч МРП. Это новшество тоже не в пользу "малышей". Теперь платить 12% налога на добавленную стоимость все предприниматели будут с суммы от 61 млн тенге.
Фактически магазинчики загоняют в режим оплаты 4% розничного налога. При этом их обязывают заполнять 913-ю форму налоговой отчётности, а это полный бухгалтерский учёт и, соответственно, дополнительные затраты. Им придётся привлекать бухгалтеров, потому что с отчётностью вряд ли кто-то справится самостоятельно. Мне, человеку с высшим экономическим образованием, пришлось однажды заполнять одну из налоговых форм, очень трудоёмкое занятие оказалось, скажу я вам.
Магазины также жалуются, что они оплачивают эквайринг наравне с крупными торговыми сетями. Это плата за услуги банков, их стоимость разная, в зависимости от сферы деятельности доходит до 2% комиссии. А это тоже расходы, для маленьких магазинов более чем существенные. Понятны возмущения малых предпринимателей, которые недоумевают, почему нет разницы между банковскими тарифами для микромагазинчиков и супермаркетов.
Посчитайте: 4% розничного налога + 2% эквайринга + зарплата бухгалтеров, продавцов, плата за аренду и коммунальные услуги.
Мы в НПП "Атамекен" эти вопросы неоднократно поднимали, в том числе и по упрощению формы №913, но всё безрезультатно. С нового года этой группе предпринимателей придётся принять эти новшества, если они собираются работать и дальше.
– Много ли таких магазинчиков в Казахстане?
– По самым приблизительным оценкам, около 50 тысяч. И в каждом работают по два-три работника.
По моему мнению, для микробизнеса нужен понятный как дважды два налоговый режим.
Чтобы человек, открывший торговую лавку рядом с домом, мог самостоятельно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Упрощение налогового режима – это же ещё вопрос и выхода из тени бизнеса этих людей, который в Казахстане обсуждается не первое десятилетие.
– Так ли всё плохо у малого и среднего бизнеса, если с начала 2022 года количество ИП в Казахстане выросло на четверть? Как в "Атамекене" оценивают такой резкий скачок?
– По всей видимости, правительство хотело увеличить объём налоговых поступлений, но получило обратный эффект. При более внимательном анализе эти цифры можно объяснить по-другому. Этот резкий скачок в статистике связан со снижением порога по постановке на учёт по НДС – в январе 2022 года его понизили с 30 до 20 тысяч МРП. На открытие новых предприятий это никак не повлияло. Зато ряд бизнесменов стали просто открывать дополнительные ИП на кого-то из родственников, чтобы уйти от уплаты 12% НДС.
Сейчас в магазинах нередко можно наблюдать, как продавец предлагает покупателям платить за молочку через один терминал, а за крупы или консервы – через другой. То есть в одном магазине расчёты ведутся через два ИП.
Бизнес очень мобилен, тем более малый. Он приспосабливается к меняющейся внешней среде. Открытие второго ИП не противоречит законодательству. А у нас всё, что не запрещено, то разрешено, правильно?
Кроме очевидного дробления бизнеса новшества Министерства финансов привели к усложнению и документооборота. Отчитывались раньше по одному ИП, теперь нужно за два-три, ещё и формы налоговой отчётности усложнили.
У всех нововведений ключевыми должны быть интересы малого бизнеса. А для них любое изменение, тем более налоговое, – всегда стресс. У малых предприятий нет большого штата, нет возможностей приглашать специалистов, поэтому такая нагрузка для многих из них может оказаться непосильной.
– Минфин услышал мнение экспертов?
– Да, но нам говорят, что это не доказано: "Количество ИП растёт – значит, всё хорошо". Они просто не видят проблемы. Или не хотят.
Ситуация примерно такая, как в одной притче. У человека спрашивают: "Ты что-то ищешь?" – "Да, я потерял ключи в тёмной комнате". "А почему ищешь здесь, а не там, где потерял?" – "Потому что здесь светло…"
Подход у налоговых органов аналогичный: казну нужно пополнить, и никого не хотят слушать. Мы запросили у Минфина цифры по начислению НДС, пока нам не сообщили. Думаю, ненамного больше окажутся начисления, чем было прежде.
А что будет дальше? Думаю, многие постараются уйти в тень.
Потому что наши уполномоченные органы ищут налоги там, где светло. И не торопятся освещать там, где темно.
Те, кто в тени работает, они там и останутся при таких нововведениях. Нагрузили дополнительно лишь добросовестных предпринимателей, которые теперь будут платить ещё больше.
– Какие поправки готовятся в Налоговый кодекс? В какую сторону хотят изменить правила игры для казахстанского бизнеса?
– Было поручение президента – облегчить налоговый кодекс. В первую очередь это связано с инвесторами. Система налогообложения должна быть понятной для всех участников предпринимательской деятельности, чтобы инвесторов становилось всё больше в стране, чтобы проекты хорошие реализовывали. Пока эта система очень сложная и запутанная.
Нацпалата предпринимателей тоже вовлечена в разработку предложений, их много и по малому бизнесу, и по среднему, и по крупному. Но пока говорить о каких-то результатах преждевременно. Могу только сказать, что среди предложений НПП было и возвращение нормы в 30 000 МРП для начисления НДС. Но пока нас не слышат.
– Ещё одну проблему выделяют в качестве сдерживающего фактора для развития МСБ в Казахстане – недофинансирование...
– Недавно Азиатский банк развития проводил исследования по состоянию МСБ в странах Центральной Азии, Армении, Грузии. Действительно, результаты исследований выявили большую проблему – доступ к финансам.
Обычно подсчитывают соотношение кредитования к МСБ. У Армении и в Кыргызстане объём кредитования МСБ – 20%, у нас не выше 5%.
В РК 1,6 млн действующих субъектов. А сколько заёмщиков в банках? Даже по не самым свежим данным, где-то 25-26 тысяч юридических лиц. Количество заёмщиков от ИП – не выше 16-17% от общего количества. А как развиваются остальные ИП? Очевидно, что не могут получить кредиты.
Ещё один момент. Надо смотреть не на количество прокредитованных, а на объёмы кредитования. Доля кредитования МСБ в Казахстане в сравнении с другими странами находится на предпоследних местах в исследовании АБР. Те же Вьетнам, Таиланд возьмите, у них – 30-35%. Это значит, в этих далеко не богатых странах доступ к финансам для МСБ менее проблемный.
– Ну и раз мы говорим об МСБ, как самочувствие у среднего бизнеса?
– "Середняки" тоже требуют к себе особого внимания. В РК доля среднего бизнеса достаточно низкая. По 2021 году – всего 6,3% предприятий. Правительство хочет довести эту цифру до 20%. Это прописано в Концепции о развитии малого и среднего бизнеса.
"Середнячки" – это же по сути тот локомотив экономики, о котором много говорится.
У этих предприятий есть штат, производство, бизнес-процессы, рынки сбыта. Так вот, у нас количество предприятий среднего бизнеса чуть ли не в 2-3 раза ниже в сравнении со странами ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития. – Ред.).
– Что мешает развиваться среднему бизнесу?
– Проблема в налогах. Когда малое предприятие попадает в категорию среднего бизнеса, то его владелец также замечает, что с точки зрения налогового законодательства ему становится невыгодно переходить в "середнячки". Вместо 10% ИПН нужно платить 20% КПН. Другие ставки начинают увеличиваться. Это тоже проблема налогового законодательства.
Бизнесу в Казахстане расти невыгодно.
Концепцию давно утвердили, но ничего не меняется. А почему? В самой концепции нет ничего из мер господдержки этого сектора. У нас всего-то средних предприятий – не больше 2,5 тысячи, их же беречь надо! Поэтому мы продолжаем настаивать: налоговое законодательство должно стать понятным и стабильным. Оно не должно без конца меняться. Это любому бизнесу необходимо в любой стране.
Читайте также:
- "Магазины у дома не должны служить ценовыми ориентирами". Как правительство будет снижать цены на продукты
- Предприниматели: Иски налоговиков о признании сделок недействительными топят бизнес
- Государство возместило ущерб 1500 субъектам МСБ, пострадавшим во время январских событий