Раимбек Баталов: СЭЗ организованы хаотично и по факту никто за них не отвечает
Почти год назад, 18 февраля 2022 года, Раимбек Баталов возглавил палату предпринимателей "Атамекен". Тогда известный казахстанский бизнесмен пообещал: "Мы точно сделаем реформу, мы точно сделаем новую палату".
О том, как Национальная палата предпринимателей "Атамекен" поддерживает и развивает отечественный бизнес, в эксклюзивном интервью Informburo.kz рассказал её первый руководитель.
– Раимбек Анварович, прошёл год с того момента, как вы возглавили Национальную палату предпринимателей. Что успели сделать из запланированного? Что не удалось?
– Я как человек бизнеса прекрасно понимаю, что такое трансформация малого, среднего или крупного предприятия. Это непростой процесс. И сейчас могу сказать, что мы нащупали ключевые направления трансформации, необходимые для бизнеса и полезные для госорганов. Это и есть две целевые аудитории палаты. Первая и самая важная наша аудитория – это, конечно, бизнес. По отношению к нему мы должны быть клиентоориентированы. И это не просто слова. Для этого необходимо понять, что требуется малому и микробизнесу, что – среднему и крупному.
Читайте также: В Казахстане могут исчезнуть магазинчики "у дома"
Итак, прошедший год мы искали новые подходы и тестировали их. Направления трансформации мы для себя определили, подготовили первый пакет изменений в закон о палате. Они пока относительно косметические. Сейчас готовится второй пакет изменений – более существенных. Но мы не торопимся. Для нас важно перед принятием решения протестировать, правильные мы вещи делаем или нет.
Прежде всего мы систематизировали работу по анализу главных проблем каждого региона. В каждом регионе наши филиалы предложили пять проблемных вопросов. Где-то налоговики оказались в "лидерах", где-то земельщики, где-то архитекторы. Эта тройка лидирует среди жалоб предпринимателей во всех регионах.
Далее. При поддержке главы государства мы создали площадки для ежеквартальных встреч с акимами и прокурорами регионов. Эти встречи позволили оперативно снять много вопросов. Благодаря в том числе и нашим рекомендациям генеральный прокурор Казахстана сделал в сентябре 2022-го указание по ужесточению условий по заведению уголовных дел против бизнеса. Это позволило несколько тысяч уголовных дел приостановить. Могу сказать, что по нескольким регионам, где предприниматели уже сидели либо их собирались посадить, эти вопросы были урегулированы в положительную сторону.
– Кроме уголовных преследований много неприятностей бизнесу приносят и так называемые административные барьеры...
– Отдельный блок вопросов работы "Атамекена" – это регулирование с чистого листа и сокращение адмбарьеров. У нас в стране создан реестр госорганов. Кто не попал в реестр, тот в проверках участвовать не может. В этом году мы продолжим работу по совершенствованию этого реестра. Сейчас мяч не на нашей стороне, он на стороне Минцифры. Они должны довести до конца оцифровку реестра.
Ещё один блок – это местные исполнительные органы, потому что, к сожалению, основные проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес на местах, – это вопросы, связанные с барьерами на уровне акиматов, других местных исполнительных органов и их квазиструктур.
Когда мы детально полевые исследования провели через РПП, центры поддержки бизнеса, мы обнаружили, что бизнес в первую очередь интересуют вопросы, которые решаются на уровне акимата. Бизнес – это конкретный район, где предприниматели живут и работают. Всегда просят: "Вы нам помогите урегулировать этот вопрос на уровне акимата". Для нас это принципиально важный момент, и мы эту тему продолжаем.
Читайте также: Пенсионные накопления казахстанцев разрешат вкладывать в малый и средний бизнес под гарантию фонда "Даму"
– Как-то учитывается отраслевая специализация регионов?
– Конечно. У каждого региона – три-пять специализаций. Наша задача – консолидировать бизнес и помочь акимату разработать реальную эффективную программу. Например, для Алматы – это туризм. Одна из главных наших задач – вместе с акиматом разработать бизнес-план развития туристической отрасли, чтобы был ощутимый результат, чтобы алматинцы увидели новые сервисы. Чтобы предприниматели поняли, что развивают бизнес, организовывая новые сервисы. Акимату будет хорошо от того, что появятся новые рабочие места, повысится качество жизни населения, увеличится поступление налогов.
Читайте также: В визит-центр "Аюсай" по выходным будет ходить шаттл
Ещё один пример. В Атырауской области определили приоритеты. У Каспийского моря, Урала рыбный потенциал колоссальный. Но пока рыбная отрасль даёт не больше 10% того, что может. Второе направление – нефтесервис. Разве мы реализовали в полном объёме возможности отечественных товаропроизводителей? Третье направление – нефтегазохимия. KPI построили, АНПЗ реконструировали. Но там колоссальные возможности по развитию не только крупного бизнеса, но и малого, и среднего. К примеру, завод по производству полипропилена поставили, а собственных мощностей по его переработке практически нет. Теперь девять миллиардов долларов собираются инвестировать в завод по производству полиэтилена. Через пять-шесть лет завод появится, и что? Мы опять только в этот момент зададимся вопросом: кто перерабатывать будет? Четвёртое направление региона – торговля и услуги, но это актуально для любого региона. И так мы прошли по всем регионам.
Я вам как бизнесмен скажу. То, что мы сейчас делаем, – это синица в руках. Можно, конечно, разбрасываться и хвататься за всё подряд, но, я считаю, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Вот с этой синицей сейчас и работаем.
– Взаимоотношения с государством – это ещё и участие бизнеса в госпрограммах. Но участие в тендерах очень часто проходит как "междусобойчик". В состоянии ли палата поспособствовать тому, чтобы конкурсные процедуры сделать прозрачнее?
– Считаю, что мы на амбразуру бросаемся, защищая отечественных товаропроизводителей. Мы выстраиваем новую систему взаимоотношений. Благодаря позиции премьера, его заместителей, позиции руководства "Самрука" дошло до многих, что лучше делать всё более прозрачно, чем это происходило раньше.
Считаю, с такими проектами как "Комфортная школа", куда закладывается свыше 2,6 трлн тенге бюджетных средств, баловаться не стоит. Наша позиция по этому проекту чёткая: в максимально конкурентной среде эти деньги должны осваивать отечественные производители. Зачем завозить окна, двери, керамогранит, парты, оборудование из Турции, Китая, России, других стран?
Взамен предлагаем реестр отечественных производителей. Мы говорим: давайте поддерживать белый бизнес, тех, кто работает добросовестно, платит налоги, создаёт рабочие места, честно работает в условиях конкуренции. Это касается и производителей оборудования, мебели, строительных материалов, и строительных организаций.
"Атамекен" выступает за то, чтобы развивались локальные стройкомпании. Если есть производитель, работающий в Актюбинской области и там строится новая школа, то, конечно, у этого бизнеса должно быть некое "право первой ночи". И мы через реестр, взаимодействие с акиматами и через АО "Самрук-Казына Констракшн" (оператор проекта "Комфортная школа". – Ред.) стремимся отрегулировать правила, соответствующие поставленным задачам. Мы предлагаем реестр строителей, где показываем топ-50 компаний, которые платят налоги, имеют свою историю работы и работают в разных регионах.
Читайте также: На строительство "Комфортных школ" потратят 2,6 трлн тенге
Если оператор проекта или акимат выберут другую компанию – пусть, но это уже будет их зона ответственности. Тогда им будет адресован рано или поздно вопрос: каким критерием они руководствовались. Мы за то, чтобы были прозрачные и публичные процедуры, чтобы производитель был мотивирован работать, создавать свою бизнес-историю, участвовать и выигрывать в тендерах.
Мы будем работать с реестром и по другим инвестиционным программам. Это тоже очень важно. Сейчас правительство принимает новую экономическую политику с учётом предвыборной программы президента РК. Это вопрос диверсификации экономики, развития приоритетных отраслей, создания рабочих мест. Они очень понятны и правильны. Но у нас давно назрел очень серьёзный вопрос к реализации этих хороших программ и задач. И мы работаем над тем, чтобы реализация проектов проходила системно, не кулуарно.
Есть реестр, должна быть и стратегия развития отрасли. Эта стратегия должна создаваться для отечественных товаропроизводителей. Для чего нужна стратегия развития молочного животноводства? Чтобы я как производитель или переработчик молока становился богаче, сильнее, конкурентоспособнее. Чтобы на фермах количество крупного рогатого скота увеличивалось, удои росли. В центре всех программ должен быть отечественный бизнес.
Но у нас, к сожалению, нет контроля, как растёт бизнес в результате реализации госпроектов. А если этого роста не происходит, то грош цена таким концепциям и программам.
– Как поживают, по вашим сведениям, специальные экономические зоны? Может, государство жадничает и не дает реальные льготы, и поэтому площадки не развиваются?
– Сразу скажу, плохо поживают наши СЭЗ. Потому что организованы они хаотично, разные госорганы их курируют. И по факту никто за них не отвечает. Непонятно, ради чего вообще участникам СЭЗ льготы предоставляют.
Нам в Казахстане надо выбрать модель развития СЭЗ. Если в приоритете отрасль, значит, надо развивать приоритетные виды деятельности. Допустим, мы развиваем газохимию. И говорим, что из полиэтилена надо производить продукцию – шприцы, посуду одноразовую, запчасти. А где производить? Вот для этого и нужна ревизия всех индустриальных площадок – тех же СЭЗ. Например, Атырау. Там три СЭЗ: одна относится к Министерству энергетики, вторая – к Министерству индустрии и инфраструктурного развития, третья – к акимату. Надо провести ревизию и заточить экономические зоны под отраслевые приоритеты.
Читайте также: "Отдача вызывает много вопросов". Токаев предложил объединить две СЭЗ в Астане
– Но палата интересуется развитием СЭЗ?
– Ещё как! СЭЗ – это один из кирпичиков в фундаменте нашей экономики. Это фундаментальный блок вопросов, без которых ни в одной отрасли ничего серьёзного не произойдёт. Наша цель – в течение семи лет реализовать те задачи, которые президент поставил в своей предвыборной программе. И "Атамекен" должен идти в партнёрстве с государством. Мы должны стать полигоном для апробации и реализации очень правильных задач, поставленных президентом. Они ясные, понятные, для бизнеса очень выгодные. Без государства мы ничего не реализуем.
После января у нас появилась реальная возможность не критиковать, а давать конкретные рекомендации, готовые решения. И мы этой возможностью пользуемся.
– Не считаете ли вы, что правительству Казахстана пора поменять стратегический курс? Уходить от регулирования цен, что мы наблюдаем последний год? Сделать главным приоритетом устранение барьеров, развитие конкуренции, либерализацию экономической жизни? Не пытаться оперировать ограниченными государственными ресурсами, а создавать экономический режим – либеральный и привлекательный?
– Вы правы. И правительство меняет курс. В марте пройдут выборы в мажилис. Президент уже сказал, что тарифы поднимать будем. Ожидаем либерализации в целом ситуации на рынке. Цены нужно регулировать, но по другому механизму.
Тот же вопрос по регулированию цен на дизель и бензин. Цены регулируем, но решается ли то, ради чего цены держат? Уже середина февраля, а посевная на юге Казахстана начинается в марте. То есть у сельхозтоваропроизводителей уже должен быть дизель. А его нет!
В январе мы наблюдали переток дизельного топлива в Кыргызстан, Узбекистан. В феврале и в марте будет то же самое, я в этом даже не сомневаюсь. И наши сельхозтоваропроизводители в эту посевную будут вновь не полностью обеспечены дизелем. Зато мы узнаем, как кыргызстанские фуры заправляются дешёвым дизелем. Но мы это уже проходили в 2022-м.
Читайте также: За чей счёт хотят удержать низкие цены на ГСМ в Казахстане
Если определённые ответственные люди уже сорвали посевную кампанию прошлого года, то почему эта схема должна оставаться, почему эти люди должны оставаться у власти дальше и рулить по-прежнему. Я полагаю, в этом случае либо схема неправильная, либо люди, которые эту схему реализовывают, – неправильные. Все наши инициативы, программы, концепции должны работать на результат. И механизмы контроля должны быть заточены на достижение результата.
– У Казахстана сейчас положительное сальдо внешнеторгового и платёжного баланса. Опираясь на это, должны ли правительство и Нацбанк установить чёткий предсказуемый коридор для тенге сроком, скажем, на три-пять лет? Чтобы тот же бизнес планировал свой рост, знал, куда и сколько он может инвестировать, чтобы акиматы реализовывали собственные инвестпроекты. Может ли государство взять на себя такие обязательства?
– У меня нет ответа на этот вопрос. Должен проводиться подробный макроанализ ситуации. И, к сожалению, у нас много вводных переменных. Мы зависим, в том числе, от нашего большого соседа – России, от курса рубля зависим, от ряда объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов.
Читайте также: "Зависимость тенге от рубля снижается". Что будет с курсом тенге, рубля и доллара в этом году
Почему курс пляшет? Потому что диверсификация экономики за годы независимости так и не случилась. Как мы были, так и остались сырьевой страной. Мы практически всё импортируем. Хотя есть список того, что мы можем производить внутри страны, включая картошку, помидоры, огурцы, мясо.
Это взаимосвязанные вещи. Если не будет качественных отраслевых стратегий и их реализации, то ничего не будет. Мы должны после реализации программы говорить: вот у нас производство молочки на столько-то процентов выросло, – пока же этого не происходит. Казахстан зарабатывает валюту, продавая нефть и металлы. Потом эту валюту мы вывозим, закупая то же сухое молоко и мясо. Конечно, курс нашей валюты будет прыгать и цены на импортные товары расти.
Читайте также: Из чего на самом деле делают молоко в Казахстане
– В республике не так много людей, способных не только исполнять глобальные программы, но и осознавать необходимость изменений. Готовы ли вы, если предложит президент, возглавить правительство и реализовать реформы, в том числе о которых вы говорите?
– Не готов. У меня, у "Атамекена" есть миссия не менее важная. Считаю, что трансформацию и важные задачи, механизмы, которые мы в палате наметили, нужно реализовывать.
В чём суть нашей трансформации? Мы, бизнес, предлагаем объединять нефтяников, молочников, делать качественную экспертизу рынка, прорабатывать программы, внедрять и реализовывать. Если мы не будем работать в партнёрстве с правительством, отраслевыми министерствами и акиматами, не выработаем этот механизм и процесс, то нам очень трудно будет реализовать семилетнюю программу президента. Я считаю, что миссия палаты – консолидировать усилия бизнеса и этот механизм реализовать. Бизнес в состоянии провести качественную экспертизу рынка и далее помочь её внедрить.
То, о чём мы говорим, это очень важная конституциональная и системная вещь. Мы такую модель должны доработать, и у нас всё для этого есть – закон, палата, слышащее государство в лице президента. Нам грех жаловаться. Но в правительство надо идти с готовыми качественными предложениями и конкретными проектами.
Читайте также: Токаев обсудил с главой "Атамекена" условия для появления новой волны предпринимателей
– Как вы думаете, почему периодически критикуют "Атамекен", говоря в том числе о том, что палата как институт не нужна вовсе?
– Я вижу тому две причины.
Во-первых, недостаточна работа "Атамекена" в части освещения новых системных вещей. Мы ещё в самом начале пути.
Во-вторых, я понимаю, что есть определённые интересы у общественных объединений и их лидеров в части продвижения собственных отраслевых решений. Вероятно, они хотят, чтобы не "Атамекен", а их ассоциации были горлышком для продвижения отраслевых подходов и их реализации. Где-то есть хайп, где-то недопонимание, а где-то – конструктивные замечания. Мы понимаем, что недорабатываем определённые вещи, и такая критика для нас очень полезна. Мы не отделяем палату от других ассоциаций, но понимаем природу этих высказываний.