Её первая роль – образ девушки Алтынай в фильме Андрея Кончаловского "Первый учитель" по одноимённой повести Чингиза Айтматова – принесла ей всесоюзную и даже мировую славу. Начинающая балерина, окончившая академическое хореографическое училище при Большом театре, Наталья Аринбасарова вступает на совершенно новую, незнакомую ей актёрскую стезю.

Потом будут роли в фильмах "Песнь о Маншук", "Транссибирский экспресс", "Слабое сердце" и многих других. Всего более 60 картин.

"Открытая Азия онлайн" поговорила со знаменитой актрисой и узнала, о чём она сожалеет, какие роли не сыграла и считает ли себя счастливой.

Детство и юность Натальи Аринбасаровой прошли в Средней Азии. Частые назначения папы-военного способствовали и частой смене географических точек. Вот Туркмения, местечко Байрам-Али. Здесь она впервые увидит балет "Лебединое озеро" и захочет стать балериной. А вот Сталинабад (ныне Душанбе), куда она вернётся через 25 лет, в дни фестиваля, только чтобы увидеть дворик детства.

Иногда семья Утевле Туремуратовича и Марии Константиновны Аринбасаровых возвращалась на время в Москву. В 1965-м папу Наташи перевели в Алма-Ату. Здесь она начала учёбу в балетной школе, откуда её направили в Москву учиться в знаменитом академическом хореографическом училище при Большом театре.

– Мне всегда везло в жизни, – рассказывает об этом времени Наталья Утевлевна, – балет для меня всегда был олицетворением всего самого прекрасного. Иногда, когда выпадает возможность, я иду в Большой театр и словно попадаю в детство, потому что балет – это сказка, это праздник, и я счастлива, что была у меня в жизни такая школа. Ведь очень важно в 9 лет рано утром вставать к станку и под классическую музыку делать упражнения изо дня в день. Потом ты идёшь и смотришь балет. Ты растёшь среди прекрасной музыки и танца. Тебя приучают мыслить образами. Это великая школа, где кроме всего прочего тебя научили трудиться, не жалеть себя. Когда ты падаешь, валишься с ног, а тебе говорят "Вставай!" – и вновь и вновь продолжаешь делать упражнения. И это умение через "не могу", через "не хочу" в жизни помогает всегда. Особенно это пригодилось в кино. Иногда смотрю, как молодые артисты уже все выдохлись на съёмках, а у тебя словно второе дыхание открывается. Может, и за это режиссёры всегда меня ценили – за то что не была капризной и выдерживала подолгу.

Первый учитель

Съёмки фильма "Первый учитель", который снимал молодой Андрей Кончаловский, проходили в Киргизии. 18-летняя балерина Наталья Аринбасарова показалась съёмочной группе слишком воспитанной балетной девушкой. Об этом актриса рассказала в книге "Лунные дороги", написанной в соавторстве с дочерью Екатериной Двигубской.


Кадр из фильма "Первый учитель"

Пришлось "фактурить": на неё надели старую жилетку-чаптаму, которую для пущей убедительности потоптали ногами, прожгли в ней сигаретой дыры, а красивые длинные волосы местами выстригли и сплели в 15 косичек.

– Андрей Сергеевич Кончаловский на съёмках фильма "Первый учитель" фактически стал первым учителем для меня. Я тогда ничего не знала о кино. Он замечательный режиссёр, потрясающе работает с актёрами. И мне повезло, считайте, во второй раз в жизни. Снялась бы у второстепенного режиссёра в плохой картине, как бы сложилась моя судьба – неизвестно.

– В картине была сцена с обнажённой натурой. Как она снималась? Кажется, у вас в картинах больше не встречалось таких сцен...

– У меня в контракте было записано, что я не снимаюсь в этой сцене. Должны были снимать дублёрш. Но что-то не заладилось. Даже выписали натурщицу из Москвы, но её фигура не подошла. Тогда режиссёр в отчаянии бросил клич в толпу: кто согласится сняться? Из толпы вышли три девушки – две русские и одна кыргызская девушка 13 лет. А сниматься надо было под проливным дождём, обнажённой, стоя по пояс в почти ледяной воде! Сцена с этой девочкой потом вошла в картину.

Она там падает в воду, а разгибаюсь на крупном плане уже я. Как я отношусь к таким сценам? Если замысел требует – почему бы нет? Актёр должен быть готов ко всему. Но я как восточная женщина никогда бы себе этого не позволила. Очень строго я была воспитана, и папа с мамой всегда следили за моим творчеством, – как бы я на это пошла? Да и все великие актрисы совсем другими средствами убеждают зрителя в кадре.


Кадр из фильма "Первый учитель"

После выхода фильма на широкий экран из Средней Азии слали гневные письма Наталье Аринбасаровой: мол, опозорила свой народ. Да и саму картину не хотели принимать из-за интерпретации жизни кыргызского села. Госкино и ЦК Компартии СССР вели долгие переговоры. Помогли авторитет и вмешательство двух писателей – Чингиза Айтматова и Сергея Михалкова, отца режиссёра.

– Даже на Западе эти кадры были революционными, – дополняет свой рассказ Наталья Утевлевна. – Они поразили не только моих земляков. Помню забавный случай, когда на Московском кинофестивале в 1967 году меня вдруг обступила французская делегация и стала делать комплименты: как я замечательно сыграла, какая у меня чудесная фигурка... Со всеми комплексами советской девушки я начала им через переводчика объяснять, что в кадре снялась дублёрша. А когда оглянулась, их и след простыл…

Во время съёмок фильма Наташа и Андрей Кончаловский влюбились друг в друга, и так как разрешения на брак им бы никто не дал, они расписались тайно. Семейная жизнь с Кончаловским продлится недолго: через пять лет он захочет уехать за границу. Наталья с маленьким сыном Егором на руках останется в СССР.

За границу не пустили

На XXVI Венецианском фестивале в 1966 году начинающей актрисе Наталье Аринбасаровой вручили золотой кубок Вольпи. Она обошла Джейн Фонду с фильмом Роже Вадима "Добыча". После такого успеха ею заинтересовался даже знаменитый французский режиссёр Франсуа Годар. Венгерский режиссёр Марта Месарош тоже утвердила её на роль. О предстоящих съёмках писали в советских киножурналах. Но ни Аринбасарову, ни её партнёра по фильму Болота Бейшеналиева, которого Голливуд хотел купить за два миллиона долларов для нескольких фильмов, за границу не выпустили.


Иллюстрация с сайта theopenasia.net

Лишь позже ей удастся сняться в фильмах двух польских классиков – Ежи Гофмана "Прекрасная дама" и Ежи Кавалеровича "За что?". В 1991 году впервые встретившиеся когда-то на Венецианском кинофестивале актриса Наталья Аринбасарова и режиссёр Ежи Кавалерович увиделись вновь на "Мосфильме". Поляк, восторженно обняв актрису, выдохнул: "Я 25 лет думал, как бы мне вас снять!"

– Вы снимались у самых именитых режиссёров. С кем было интереснее?

– Об Андрее Сергеевиче я уже сказала: он предопределил мою актёрскую судьбу. Научил профессии. Позже я снялась у Толомуша Океева в фильме "Улан". Это очень мощный режиссёр и человек очень сильный, с ним интересно и трудно одновременно было. В Казахстане мне было очень интересно работать с Ермеком Шинарбаевым. Мы сняли его дипломный фильм "Красавица в трауре". А потом специально для меня Лейла Ахинжанова написала сценарий фильма "Слабое сердце". Это была первая совместная кинопродукция Франции и Казахстана. История любви 22-летнего молодого человека к 50-летней артистке балета. Многие факты моей личной биографии легли в основу образа. Но, к сожалению, картину мало кто видел: французы забрали фильм, и в прокате его не было.


Фото с сайта theopenasia.net

Я очень люблю Сатыбалды Нарымбетова – он мой близкий друг, которому я могу доверить свои переживания, метания, он мудрый и очень добрый. Но ко всему прочему и замечательный режиссёр: его имя выложено на ступеньках французской киноакадемии. Я у него начинала сниматься в его студенческих работах. А потом он не снимал меня лет 30. И только приглашая сниматься в фильме "Молитва Лейлы", где я играю тётю Катиру, сказал: "Вот, теперь ты постарела и ты теперь моя актриса!"

Благодаря ему я легко пережила переходный возраст актрисы, когда ты перестаёшь играть роли героинь-красавиц и переходишь на характерные роли. Он как мастер и знаток человеческих душ всегда придумывал для меня забавные нюансы, которые делали роль выразительнее.

Одной из моих последних работ является роль матери Нурсултана Назарбаева в картине Рустема Абдрашева "Небо моего детства". Это пока молодой для меня режиссёр, хотя он и имеет награды международных фестивалей. В этой роли для меня было важно разобраться: как мальчики из простой семьи становятся президентами? В чем секрет воспитания?

– Удалось разгадать секрет?

– Я думаю, что да. А секрет этот – в любви. Родители сильно любили своего сына, вымолили его у бога. Мать в него очень верила и считала, что сына ждёт необыкновенная судьба.

– А есть роли, в которых вам хотелось, но не удалось сняться?

– Время идёт, а я реалистка. Конечно, мне когда-то очень хотелось сыграть мать, у которой убили сына в Чечне, и она едет на его поиски. Я даже придумала, что она в прошлом стрелок-снайпер. И имела глупость озвучить эту идею по телевидению. Эту роль написали, но не для меня.


Кадр из фильма "Песнь о Маншук"

– Что вам дала профессия актрисы?

– Профессия актрисы удивительна тем, что в своей жизни я смогла перепробовать кучу других профессий. Мне в кадре надо было накладывать гипс – я этому научилась, чтобы зритель верил. Играла я Маншук Маметову. Пулемёт "Максим", который весит 64 килограмма, при моём личном весе в 45, я знала досконально: разбирала, собирала, смазывала, меня научили стрелять изо всех видов оружия, ползать по-пластунски, я должна была стать настоящим бойцом, чтобы зритель поверил. Очень люблю эту роль, и мне кажется, что она получилась очень правдивой.

О роли матери

– Что вы считаете своим абсолютным достижением, чем можно гордиться?

– Я очень горжусь своими детьми Катей и Егором. Несмотря на то что я надолго уезжала в экспедиции, оба выросли достойными людьми, стали режиссёрами, оба очень востребованы. Я, оглядываясь назад, думаю: как же я так надолго их оставляла? Несмотря на это, они очень внимательные, заботливые, и я ими горжусь. Теперь уже молодые, кто моё кино не видел, знают меня как маму. Это приятно.


Фото с сайта theopenasia.net
Наталья Аринбасарова с сыном Егором Кончаловским и дочерью Екатериной Двигубской

– Что вам удалось им дать как матери?

– Они оба трудоголики, как и я. Они очень ответственные. Катя меня поражает: она снимает два-три сериала в год, пишет сценарии. Сейчас её сценарий прошёл конкурс, и я надеюсь, что она будет снимать кино. И когда есть возможность, они всегда приглашают меня в свои фильмы. Говорят: ты у нас талисман!

О влиянии Айтматова

С творчеством Чингиза Айтматова Наталье Аринбасаровой в актёрской судьбе пришлось сталкиваться дважды – в "Первом учителе" и "Джамиле", но беседовать с ним ей почти не удавалось: мешала её робость перед этим великим человеком.

– Нужно набираться смелости и говорить. Ведь эти люди уходят безвозвратно, – сожалеет она.

В 2012 году актрису пригласили в Лондон, где от имени Международной академии имени Чингиза Айтматова вручили приз как айтматовской героине. Сегодня вместе со своей подругой Верой Таривердиевой, супругой композитора Микаэла Таривердиева, Наталья Аринбасарова выступает с необычной программой под названием "Аз и Я", в которой есть органная музыка, написанная Таривердиевым по восточным мотивам, а Аринбасарова читает в программе текст из разных произведений Айтматова.

– Так что Чингиз Торекулович проходит со мной всю жизнь. И я перечитываю его произведения. Он великий писатель, мыслитель, философ, который не перестаёт удивлять. И для меня всегда удивительно: вот о народе он знал многое хорошо, потому что был плоть от плоти народа, из его глубин. Но как ему удавалось проникнуть во внутренний мир Чингисхана или злодеев из НКВД, непонятно.

О юбилее, безопасности и счастье

– Наталья Утевлевна, с какими чувствами подходите к юбилею? Как будете отмечать свой день рождения? Есть какие-то традиции празднования?

– Я не люблю справлять дни рождения. Всегда грустные мысли: ещё год жизни прошёл. На чужие юбилеи я ходить не люблю, потому что они скучно проходят, а свои вызывают только волнение по поводу того, кого нужно пригласить, не забыть бы, придут или нет. Традиций на этот счёт никаких нет. Я в первый раз собираюсь отмечать юбилей в ресторане: так решили мои дети. Но позовём только самых близких: родственников и друзей, которых я люблю.


Фото с сайта theopenasia.net
Наталья Аринбасарова

– Вы раньше часто приезжали в Алматы. Есть у вас здесь особые места, куда хочется возвращаться?

– Раньше я часто приезжала в Алматы, пока была жива мама, подолгу жила у неё, ухаживала за ней. Теперь она ушла... И приезжаю, только когда съёмки или фестивали. Алматы я обожаю. Это мой любимейший город. Я всегда говорю, что это город для влюблённых, потому что по нему очень приятно гулять. А ещё для меня важно, что в Казахстане и в Алматы чувствуешь себя в безопасности. Можно даже идти ночью по улице – и не страшно. Все свои, родные. В Москве у меня нет такого чувства безопасности. Заходишь в метро и озираешься: нет ли поблизости подозрительных лиц или предметов. Ну и, конечно, меня радует, что меня в Алматы все знают и очень приветливо мне улыбаются, как будто я им добрая знакомая.

– Считаете ли вы себя счастливой?

– В общем, можно сказать, что я счастлива. Хотя абсолютно счастливы могут быть только идиоты. На свою творческую судьбу мне грех жаловаться: мне везло, под меня писали роли, как, например, в "Песни о Маншук", "Транссибирском экспрессе" или "Слабом сердце". Радуешься, когда всё хорошо, благополучно, но когда вспоминаешь, что людям тяжело, то ощущение радости и счастья сразу гаснет. Конечно, счастливые миги были. Что касается счастья в личном плане, то здесь это понятие короткое, мгновенное.

У меня было три мужа (первый – режиссёр Андрей Кончаловский, второй – художник-постановщик Николай Двигубский, третий – режиссёр Эльдор Уразбаев. – Авт.). Однажды у Егора спросили: "Что за женщина твоя мама? С двумя детьми три раза замуж выходила и три раза за выдающихся, когда молодые и без детей вообще замуж выйти не могут?"

Мне и тут повезло: у меня были талантливые мужья, все очень интересные, и я многое от них получила, многому научилась у них. Сейчас я живу с сыном. Рядом со мной мужчина, который поддержит меня и позаботится. И я рада, что одна. Потому что немного подустала всё время о ком-то заботиться...