Министр образования Финляндии: Всё финское сообщество уважает и ценит учителей
В столице представители сфер образования Казахстана и Финляндии подписали меморандум о сотрудничестве. В ближайшее время некоторые казахстанские учителя смогут пройти магистерские программы в финских вузах. Также Казахстан планирует перенять опыт зарубежных коллег в рамках инклюзивного образования.
Образование в Финляндии на сегодняшний день считается одним из самых лучших в мире. Как этого удалось добиться и в чём особенность финской образовательной программы, госпожа министр Санни Грахн-Лаасонен рассказала в интервью informburo.kz.
- Финское образование занимает сегодня лидирующие позиции. Расскажите, как удалось добиться таких результатов.
- Да, система образования в Финляндии – одна из самых ведущих в мире. Наше обучение концентрируется на благополучии обучающихся, мы стараемся сделать обучение весёлым и вдохновляющим для всех учеников. Ещё секрет в профессиональных кадрах. Всё финское сообщество уважает и ценит учителей, они очень высокообразованные и квалифицированные. Эта профессия очень ценится и уважается в Финляндии. Образование всегда играло критическую роль в развитии страны. Мы сейчас празднуем 100 лет независимости, и образование всегда было основной составной частью. Именно оно непосредственно формировало благосостояние людей, именно знания формировали тот уровень, которого мы достигли. Основной секрет нашей системы образования – это наши учителя. У них у всех есть степень как минимум магистра. И они независимы в своих подходах – могут сами подбирать материалы и выбирать, как им проводить обучение.
- То есть у вас нет определённой программы?
- У нас есть национальная учебная программа, стандартная для всех. Она общего характера, далее преподаватели свободны выбирать материалы, как они будут подавать, когда будут подавать. Они в этом плане независимы. В то же время это и ответственность педагогов. Поэтому эта свобода даёт им возможность выразить свою индивидуальность. У нас нет национального тестирования или строгого контроля учителей, чтобы проверить, как они преподают. Они все высококвалифицированные, у них есть степень магистра, они очень компетентны. Профессия учителя очень ценится, вузы при отборе абитуриентов выбирают самых лучших.
- В Казахстане есть такая проблема, как нехватка педагогов. В вузы на профессию учителя идут во многих случаях не по призванию, а потому что критерий отбора проще. Как получилось, что вы сделали профессию педагога престижной?
- Да, у нас такой проблемы нет. Профессия учителя очень популярна. Для молодых людей это самый привлекательный выбор для карьеры. И примерно один из 10 студентов выбирает специальность учителя. Это сложилось исторически. Эта профессия всегда очень ценилась, потому что это вклад в науку, в будущие поколения.
- Привлекательность этой профессии зависит от зарплаты?
- Конечно, оплата играет роль, потому что учителя, имея высокое академическое образование, хотят иметь соответствующую зарплату. В то же время в Финляндии привлекательность этой профессии обосновывается больше не оплатой, а какими-то более высокими нравами, тем, что это престижно. Они могут использовать новые подходы, разрабатывают свои методики. Они чувствуют, что делают свой вклад в педагогику страны. Если мой ребёнок скажет, что хочет быть учителем, я буду очень горда этим. Что может быть важнее, чем обучать подрастающее поколение?
- Одна из особенностей финского школьного образования – отсутствие домашних заданий. Как вы к этому пришли? И как отнеслись родители? В Казахстане подобное пытаются внедрить – в первых классах запрещены домашние задания, но и родители, и учителя это воспринимают в штыки, считают, что качество образования будет низким.
- У нас есть домашние задания, но их не так много и они не на ежедневной основе. Учебный день у первых, вторых, третьих классов очень короткий. Дети обучаются в игровой форме, и у них отличные результаты. Мы считаем, что это важно, когда дети в игровой форме не замечают процесса обучения и получают знания.
- Во время своего выступления вы заявили, что у ваших школьников каждый день есть урок физкультуры. Это связано с тем, что в обычной жизни финские дети ведут малоподвижный образ жизни?
- Это проблема всего мира. Нужно не забывать, что физическая активность важна для детей в первую очередь. Поэтому мы внедрили такую программу: "Школы в движении" и как минимум один час в день школы должны уделять физической активности детей. Это не обязательно занятия физкультурой. Мы увеличиваем перерывы между уроками – у нас обычно 45 минут урок, 15 минут перемена. Мы увеличиваем перемену, чтобы дети могли побегать и была какая-то активность, также это может быть физическая активность во время других занятий, например, на математике или биологии они могут выйти на улицу.
- В чём особенности среднего образования в Финляндии?
- Если говорить о среднем образовании в Финляндии, оно подразделяется на две части: старшие классы средней школы и техническое и профессиональное образование (ТиПО). Ученики могут выбрать: продолжать обучение в старших классах либо идти в ТиПО, что они больше предпочитают – академические знания или практическую науку. Сейчас мы реформируем оба этих этапа, мы хотим перенести акцент этого периода обучения на практику, чтобы обучение сразу происходило на рабочих местах, в естественной рабочей обстановке. Если говорить о системе ТиПО в Финляндии, это не является второсортным образованием и не является тем, куда учащиеся идут, потому что другого выбора нет. На самом деле это привлекательная альтернатива для наших студентов, и многие выбирают именно ТиПО. В системе образования в Финляндии нет тупиков, если вы пойдёте в ТиПО – это не значит, что на этом закончите своё обучение. Можете продолжить после ТиПО академическое образование. К счастью, многие студенты наши так и делают.
- Вы сейчас подписали меморандум о сотрудничестве с Казахстаном. Что это даст вашей стране?
- Я очень рада, что мы продолжаем наше сотрудничество, подписав меморандум. На самом деле у нас было много мероприятий, совместных с Казахстаном задолго до этого, и меморандум – это продолжение нашей совместной работы.