Марат Когамов: Не надо делать из законопроекта о митингах непонятный жупел
Один из разработчиков нового законопроекта о мирных собраниях, доктор юридических наук, директор Института научной экспертизы и анализа КазГЮУ Марат Когамов прокомментировал заявление правозащитника Евгения Жовтиса, в котором тот раскритиковал уже одобренный в Мажилисе проект.
Читайте также: Евгений Жовтис: Законопроект о мирных собраниях рассматривает митингующих как угрозу власти
По словам Марата Когамова, законопроект соответствует всем международным стандартам и отвечает современным требованиям, в то время как проект Жовтиса по духу близок к анархизму.
– Г-н Жовтис заявил, что в вашем законопроекте митингующих граждан рассматривают как угрозу власти. Как вы это прокомментируете?
– По поводу критики концепции нашего законопроекта г-н Жовтис абсолютно неправ. Если следовать его логике, то Казахстан станет страной сплошных мирных собраний. Вы читали его проект? Там говорится об альтернативных, параллельных, спонтанных мирных собраниях... А кто тогда будет трудиться?
Потом я ему принародно сделал замечание, что он недостаточно глубоко разбирается в международном праве. Если говорить о европейских стандартах, то мы очень жёстко придерживаемся международного права, и прежде всего – документов, исходящих от ООН. Для того чтобы что-то воспринять европейское, надо выполнить определённые процедуры, пережить определённые процессы и так далее. То, что мы сделали в этом проекте, – это очень удачные варианты. Уведомление предусмотрено только для митинга и пикетирования практически в любом месте, за исключением определённых законом мест. Сроки подачи уведомления и рассмотрения властями стали очень короткими. Заявление о согласовании для проведения демонстрации или шествия тоже будет рассматриваться быстро.
– На организаторов и участников собраний теперь навешивают очень много обязательств, причём ненужных...
– Не надо реализацию права на мирное собрание возводить в такие гипертрофические формы. Тем более с таким подтекстом. Мы анализировали международную практику некоторых стран, и там более жёсткие подходы и большие сроки, для того чтобы получить разрешение на проведение собраний. Так что, поверьте мне, то, что сейчас будет принято, – это серьёзный шаг вперёд.
– А зачем вообще нужно было разрабатывать этот законопроект?
– Спрос на такие реформы созрел в обществе. Государство заинтересовано в них. Давайте проведём через год мониторинг, и мы увидим, как все стороны будут ответственно подходить к реализации закона. Вы же видите, какое большое значение таким вопросам придаёт действующий глава государства. При этом хорошо, что озвучиваются разные мнения. Хорошо, что есть полярные точки зрения по этому вопросу. Но не надо делать из этого проекта непонятный жупел (нечто, внушающее страх и отвращение. – Авт.). Это рядовой закон в системе действующего права в стране. Этот закон исходит из нашей Конституции.
– Когда вы начали над ним работать?
– Мы над этим законопроектом начали работать ещё в декабре 2017 года. Именно общественный совет МВД РК первым начал рассматривать концепцию этого проекта. Потом, когда концепцию уже придали огласке, больше людей стало присоединяться к работе над проектом. И вот теперь законопроект плавно перешёл в 2020 год, его одобрили в Мажилисе Парламента и передали в Сенат. Мы хорошо поработали. Нас, разработчиков, поблагодарили. Проект приобретёт силу закона до 1 июля 2020 года.
– Некоторые критически оценивают тот момент, что пикеты разрешены не везде. Люди считают, что тогда сам смысл пикета теряется.
– По поводу пикетирования возникает много споров и разговоров. Обычно пикетирование носит одиночный характер, либо выходит небольшая группа людей. Мы принципиально определились с тем, что фактически пикетирование может проводиться в любых местах. Само пикетирование будет носить уведомительный характер. Никаких запретов, главное – подать уведомление, поставить в известность органы власти. Но местные власти, естественно, оговорят, где нельзя проводить пикетирование. У нас есть объекты, охраняемые законом. Соответственно, там нельзя проводить пикетирование. Ну, не думаю, что у нас много таких объектов. Нужно очень чётко определить эти места. Так что я не считаю, что здесь будут какие-то жёсткие препятствия.
Никаких ограничений здесь не должно быть. Уведомление нужно в первую очередь для безопасности самих организаторов и участников собрания. Дураков у нас очень много. Если пойдут пикетировать предприятие, там есть охрана, которая может неадекватно отреагировать на пикетчиков. А если он подаст уведомление, то об этом будет знать полиция, которая будет стоять на расстоянии и следить за безопасностью людей. Это будет дисциплинировать обе стороны – и пикетчиков, и пикетируемых.