Кристофер Нолан: Я невероятно боюсь предательства
Каждый год в Каннах проходит серия встреч с лучшими из лучших. В 2018 году среди спикеров были Мартин Скорсезе, Кристофер Нолан, Джон Траволта и Гари Олдман.
На мастер-класс Кристофера Нолана, который экранизировал новую трилогию о Бэтмене и снял такие фильмы, как "Дюнкерк", "Интерстеллар, "Начало" с Леонардо Ди Каприо, "Помни" и т.д., пришло больше всего людей. Желающие послушать режиссёра, чьи фильмы уже сейчас суммарно собрали больше 4,5 миллиардов долларов, занимали очередь за два часа до начала. Но в небольшой зал "Бунюэль", где происходила встреча, сумели попасть только избранные.
Ажиотаж был предсказуем. Это первый визит Нолана в Канны: он никогда не приезжал сюда со своими картинами, его не приглашали ни для участия в конкурсе, ни для внеконкурсного показа. В прошлом году ходили слухи о том, что великолепная антивоенная драма Нолана "Дюнкерк" станет фильмом открытия юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля. Увы, не вышло.
В этом году у Кристофера Нолана, наконец, появился повод оказаться на Каннском кинофестивале – к 50-летию шедевра Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая Одиссея" он подготовил роскошный подарок фанатам гения – новую копию нетленной классики на 70-миллиметровой плёнке. Зрители специального показа смогли увидеть картину такой же, какой её увидели 50 лет назад.
Читайте также: Кино, которое нужно знать: "2001 год: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика.
Нолан о кумирах
Идея напечатать новую копию "Космической одиссеи", чтобы показать на большом экране, появилась у Нолана после работы над "Дюнкерком". Работая над переводом своих картин в новые форматы, он думал, что неплохо было бы дать новое дыхание классике. В это же время ему поступило предложение от Warner Brothers о работе над фильмом Кубрика, и он немедленно согласился. Тем более, что для режиссёра эта лента Кубрика – ещё и одно из самых тёплых воспоминаний детства.
– Я был совсем мальчиком, когда отец повёл меня на "Космическую одиссею" Кубрика, – рассказал Нолан. – Мы смотрели фильм в одном из самых больших лондонских кинотеатров в Леквестер-сквер, экран открыли, лента началась, и я отправился в какое-то невероятное путешествие, сидя всего лишь в кинозале. Фильм тогда произвёл на меня неизгладимое впечатление, я был по-настоящему потрясён и хочу, чтобы сегодняшние зрители испытали те же эмоции, что и я.
Как признался Кристофер Нолан, Кубрик для него большой авторитет, ведь он один из тех режиссёров, кто сумел не только применить новые технологии и повлиять на киноязык, но и нашёл в себе смелость "отказаться принимать правила, по которым играли все, например, он отменил правило прямого повествования".
Мастер-класс Кристофера Нолана получился, как минимум, необычным. Режиссёр находился будто на какой-то своей "орбите". Отвечая на вопросы модератора – французского кинокритика – г-н Нолан ни разу не посмотрел в зал, а только с увлечением рассказывал о работе, причём всё больше о технических вещах, к примеру, о преимуществах формата IMAX и разнице между аналоговым и цифровым кино, о том, что по сути это разные среды, и желательно, если бы фильм показывался таким способом, которым он был снят. Поскольку режиссёров, снимающих на плёнку не так мало – это не только сам Нолан, но и Тарантино, и Пол Томас Андерсон – киноиндустрии нужно постараться сохранить старые технологии.
Народ оживился лишь тогда, когда Нолан начал рассказывать о себе и своих фильмах. Мы выбрали самые интересные из его высказываний.
Об образовании в кино
– Я никогда не учился ни в какой киношколе. Всему учился сам. Думаю, лучшее о нашей профессии сказал когда-то Кубрик, он говорил, что лучший способ узнать, как сделать фильм – сделать фильм. Когда я начинал, мы снимали с друзьями собственные картины, и поскольку бюджеты у нас были микроскопические, снимали по субботам в свободное время, и кое-кто не приходил на площадку, приходилось делать все самостоятельно и работать кем придётся. Зато теперь при работе на больших фильмах, у меня достаточно знаний, чтобы быть у всех "занозой в заднице". Я знаю работу каждого на площадке и могу говорить с людьми на их языке и требовать от них конкретных вещей. Всем студентам я советую: смело пробуйте все киноспециальности, за исключением, конечно, актёрского мастерства.
По словам Нолана, его отец настоял на том, чтобы он получил серьёзное академическое образование, и он его получил, поступив в университет по специальности "английская литература".
– Я благодарен этому образованию, – рассказывал режиссёр, – ведь, изучая литературу, я понял, как работать с историями, которые являются главными в творческом процессе. Мне стало легче работать с литературными концепциями и понимать, что помимо собственно идеи в произведении есть ещё и подтексты, эмоциональные слои, которые рождают какие-то образы, провоцируют воспоминания, и каждый интерпретирует их по-своему. Когда я был молод, думал, что если у автора изначально не было такой идеи, то и всё остальное неважно, но человек всегда в произведении находит что-то своё, вне зависимости от намерений создателя.
О собственном стиле работы
– Я никогда не сижу у монитора, я всегда стою у камеры, мне важно контролировать всё самому и видеть всё не на экране, а вживую. Так легче всё контролировать. Я придерживаюсь этого подхода, даже работая над высокобюджетными фильмами с огромной съёмочной группой. Вот, к примеру, такая деталь, как движение руки актёра в одной из сцен – ну кто же проследит за этим лучше меня самого? Никто. Чем больше я могу контролировать на площадке, тем лучше.
– Работать с родственниками, друзьями и людьми, которых ты знаешь совсем неплохо. Я часто пишу со своим братом, а мой самый близкий и давний партнёр – это Эмма (супруга Нолана и продюсер всех его фильмов). Здорово работать с людьми, у которых в планах только одна мысль – помочь вам сделать максимально хороший фильм. Когда есть доверие и определённая степень открытости между партнёрами, вы не скованы одними лишь бизнес-отношениями, это хорошо. Эти люди могут открыто вам сказать, в чём вы ошибаетесь, когда выглядите глупо, и когда вам стоит понизить тон. И я к ним прислушиваюсь.
Я бываю зациклен на том, чтобы вокруг меня на съёмочной площадке всегда были люди, которым я могу доверять, наверное, это потому, что я сам невероятно боюсь предательства.
– Меня всегда удивляло, насколько меняется фильм в процессе съёмок. Вроде бы актёры произносят слова из написанного тобою сценария и делают в кадре всё так, как было задумано, но в итоге всё равно что-то меняется, и потом, когда ты уже сидишь на монтаже, тебя неминуемо ждут сюрпризы. Например, приходится делать выбор между противоречивыми кадрами и сценами. Производство фильма – это всегда увлекательное путешествие: вначале тебе кажется, что ты знаешь, какой дорогой тебе нужно идти и что тебя ждёт в финале, но оборачиваясь назад, ты понимаешь, что картина стала совсем другой. И это меня восхищает.
"Комиксы – это нуар-кино"
Нолан считает, что секрет успеха его фильмов о супергероях в том, что он подошёл к миру комиксов через объектив нуар-фильмов.
– Если говорить о происхождении и становлении супергероев, то там всегда есть место сильным эмоциям – страху, чувству вины и другим. Взять того же Брюса Уэйна (Бэтмена). На самом деле у него ведь не было никаких суперспособностей, кроме необычайного богатства. По сути – он тот, кто хорошо отжимается. Но именно эмоции, которые им движут, и человеческая суть делают из него того, кем он является.
– В нуар-картинах вы определяете характер персонажа через действие. Герои могут говорить о своей мотивации, но вы не доверяете этому – вы ждёте, чтобы посмотреть, что они будут делать, а не говорить.
– Нуар-фильмы всегда строятся на наших собственных страхах и желаниях. У меня, слава богу, была и есть относительно спокойная жизнь, но я всё равно нахожу что-то, что меня задевает, и делаю этот опыт более мелодраматичным. Слово "мелодрама" в английском языке имеет слегка негативную окраску, но это лучшее слово, которое помогает преувеличивать наши повседневные страхи и желания.
Как он не потерял интереса к "Бэтмену"
К первому фильму о Бэтмене Кристофер Нолан приступил в 2005 году – тогда он снял успешную картину, супергеройский боевик "Бэтмен: Начало", собрав в прокате больше 374 млн долларов. После предложения продолжить работу над "бэтмениадой", он решил, что последующие части будет снимать в других жанрах. К примеру, снятая в 2008 году вторая часть новой трилогии о Бэтмене – "Темный рыцарь" с Хитом Леджером в роли Джокера – была для него криминальной драмой, а снятое в 2012 году продолжение "Темный рыцарь: Возрождение" – с Кристианом Бэйлом и Томом Харди в главных ролях – задумывалась Ноланом как историческая эпопея или военная драма. "Мы просто старались сделать хорошее жанровое кино", – признался он.
"Есть ли что-то общее между "Бэтменом" и "Джеймсом Бондом"? – спросил вдруг модератор. Нолан ответил утвердительно:
– Да, мы хотели сделать нашего героя таким же убедительным, каким является агент 007, и мы вдохновлялись некоторыми идеями оттуда. Например, Люциус Фокс из "Бэтмена", снабжающий главного героя всякими изобретениями и гаджетами, похож на Q из бондианы, главу исследовательского центра британской секретной службы, который обеспечивает Бонда шпионской техникой. Но я думаю, что если я и сделал свою версию Джеймса Бонда, то скорее в фильме "Начало", чем в "Тёмном рыцаре".
Встреча окончилась через полтора часа разговоров. К сожалению, задать вопросы из зала не удалось никому.
Читайте также:
Гари Олдман: Я никогда не планировал сниматься в фильмах
Джон Траволта: В пять лет я захотел стать разбивателем сердец